Правила игры
заставляют сомневаться главу азиатской программы Московского центра Карнеги Александра Габуева
Среди документов, которые были подписаны на российско-китайских переговорах 8 мая, "Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути" выделяется не только длинным названием. Документ стал политической декларацией по важному вопросу: как сделать так, чтобы важнейшие для каждой из стран проекты не вошли в клинч на просторах Центральной Азии?
Объявление о строительстве "общего экономического пространства" между ЕАЭС и КНР пока звучит как сигнал Европе: раз вы не захотели строить с нами союз от Лиссабона до Владивостока, мы построим с китайцами союз от Мурманска до Гонконга. Впрочем, несмотря на пропаганду, не следует упустить главное. Еще недавно проект Шелкового пути рассматривался чуть ли не как главная угроза евразийской интеграции и позициям РФ в Центральной Азии. Теперь же в Кремле решили, что бороться с китайской инициативой не следует, а надо использовать ее.
Представление о том, как это сделать, впрочем, пока довольно смутное. Некоторые чиновники считают, что можно взять денег из Фонда развития Шелкового пути (в нем пока $40 млрд) и потратить их на инфраструктурные проекты (например, ВСМ Москва--Казань). Другие верят в идею зоны свободной торговли между ЕАЭС и КНР. Чтобы трезво оценить возможности, надо четко понимать, зачем Пекин придумал возрождать Шелковый путь. Главное, что заботит китайских экспертов, чиновников и представителей госкомпаний,— сохранение приемлемых темпов роста и занятости. Долгие годы Китай рос, прежде всего, за счет спонсируемого государством инфраструктурного бума. Но вот все построено, Пекин пытается перенастроить экономику на новую модель на основе потребительского спроса, и миллионы сотрудников госкомпаний рискуют остаться без работы — с весьма тревожными последствиями для режима. Чтобы занять их, нужно продолжать строить теперь уже за пределами КНР — так и родилась идея большой дороги из Европы в Китай. Перенос производств на запад Китая, где еще есть дешевая рабочая сила, дает этому проекту экономические основания. Наземная дорога в ЕС может окупиться. Но даже если нет, даст людям работу еще лет на десять.
В этих условиях рассчитывать, что китайцы будут щедро давать деньги на российские подряды, по меньшей мере наивно. Точно так же наивно ждать, что производство в ЕАЭС даже через десять лет будет дешевле китайского. А то, что дорого делать в Китае, будут выпускать, скорее, страны АСЕАН. Так что, приняв логику "не можешь бороться — возглавь", Москве надо научиться трезво и реалистично оценивать, какие выгоды можно на самом деле извлечь от сопряжения ЕАЭС с Шелковым путем. Логика протекционизма и поддержки госкомпаний любой ценой тут вряд ли хороший советчик.