Следствие по воде писано
Прошли обыски в поисково‑спасательной службе Самарской области
В Самаре продолжает набирать обороты конфликт вокруг участка Волги в районе Ульяновского спуска. Противостояние развернулось между поисково‑спасательной службой Самарской области, которая входит в структуру регионального правительства, и ГУ МЧС России по Самарской области. Осенью прошлого года спор перешел в судебную плоскость, а в конце апреля этого — осложнился уголовным делом, в рамках которого в среду в офисе и дома у начальника поисково‑спасательной службы Олега Моцаря, а также в кабинетах регионального департамента по вопросам общественной безопасности прошли обыски. Спасатели уже заявили, что эскалация ситуации может привести к росту числа жертв в летний купальный сезон.
Как стало известно „Ъ“, в среду прошли обыски в офисе и дома у начальника поисково‑спасательной службы Самарской области (ПСС) Олега Моцаря, а также у ряда сотрудников ПСС и в кабинетах регионального департамента по вопросам общественной безопасности. Как пояснил „Ъ“ господин Моцарь, следственные действия осуществлялись в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении руководителя областного департамента по вопросам общественной безопасности Юрия Иванова. «Следователи искали документы на водопользование акваторией рядом с центральной спасательной станцией в районе Ульяновского спуска», — сообщил начальник ПСС.
Уголовное дело было возбуждено в конце апреля этого года вторым отделом по расследованию особо важных дел СУ СКР по Самарской области по заявлению руководителя ГУ МЧС России по Самарской области Олега Бойко. Юрий Иванов подозревается в превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ). По версии следствия, в феврале 2013 года Юрий Иванов, возглавлявший тогда ГУ МЧС России по Самарской области, направил письмо в отдел водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового управления по Самарской области с просьбой аннулировать лицензию государственной инспекции по маломерным судам Самарской области (ГИМС) на водный участок в Самаре в районе Ульяновского спуска. В итоге, по версии следствия, ГИМС лишилась доступа к акватории, что якобы привело к росту пожаров на островах и правом берегу реки Волга в 2014 году. Ущерб следователи оценили в 8 млн рублей.
Параллельно с расследованием уголовного дела по инициативе Олега Бойко центр ГИМС пытается восстановить лицензию на акваторию через суд. 2 февраля этого года Арбитражный суд Самарской области удовлетворил иск ведомства, однако решение было обжаловано ПСС в апелляции. Следующее заседание по делу назначено на 20 мая.
Как рассказал „Ъ“ Олег Моцарь, рядом с водным участком, за который идет борьба в суде, расположена центральная спасательная станция. Она с 2005 года находится в ведении ПСС, а до этого ей управляла ГИМС, которая, в свою очередь, входила в состав министерства природных ресурсов области. В 2005 году ведомство было ликвидировано, и была учреждена новая структура — центр ГИМС, который вошел в структуру МЧС России по Самарской области.
«Когда наша служба пришла на центральную спасательную станцию, нам необходимо было где-то разместить спасательные катера. У ГИМС на станции были две понтонные нитки, мне же было приказано для размещения техники поисково‑спасательной службы оборудовать рядом еще одну, что и было сделано, — рассказывает Олег Моцарь. — В 2013 году мне и начальнику Центра ГИМС Валерию Андрееву поступило указание оформить лицензии на водный участок, где были размещены понтонные нитки, так как тот до сих пор был оформлен на „старую“ ГИМС. Тогда начальник Центра ГИМС Валерий Андреев приходит к Юрию Иванову и предлагает ему написать письмо в отдел водных ресурсов с просьбой расторгнуть договор лицензии со „старой“ ГИМС». Отдел водных ресурсов в марте 2013 года аннулировал лицензию ГИМС минприроды, а в декабре 2013 года соответствующую лицензию на часть участка получила ПСС.
В свою очередь, Центр ГИМС по неизвестной причине на свои две понтонные нитки оформить лицензию не смог, и в итоге в декабре 2013 года, согласно документам, размещенным на официальном сайте Нижне-Волжского БВУ, часть участка, которая раньше находилась в распоряжении ГИМС, получило НП «Общество и безопасность». По данным kartoteka.ru, НП было зарегистрировано в апреле 2013 года, учредители — Константин Вечерский, Константин Елфимов, Ольга Лихачева и Станислав Данилов. Последний, как уверяет Олег Моцарь, является бывшим сотрудником ГИМС.
Как пояснил „Ъ“ Олег Моцарь, арбитраж при вынесении решения руководствовался тем, что в 2005 году ГИМС было реорганизовано, а не ликвидировано. «Но это не так. Суду были предоставлены выписки из налоговой и ЕГРЮЛ о том, что ГИМС, входившая в структуру минприроды, была именно ликвидирована. Это значит, что Центр ГИМС МЧС не является его правопреемником, и для того, чтобы получить ему лицензию, сначала необходимо было отозвать лицензию у ГИМС минприроды. Но эти доводы суд почему-то не учел», — говорит господин Моцарь.
Он также уверяет, что ГИМС МЧС по Самарской области не лишалась доступа к акватории. «Силы МЧС там стояли весь прошлый год согласно приказу Олега Бойко (копии документов имеются в распоряжении „Ъ“. — „Ъ“)», — заявляет господин Моцарь. «Нас же сейчас выдавливают с территории спасательной станции, а это приведет к невозможности выполнять наши функции и росту человеческих жертв», — добавляет начальник ПСС.
Получить комментарии в ГУ МЧС России по Самарской области и облправительстве вчера не удалось: в обоих ведомствах на запросы „Ъ“ не ответили.