И медиа труба

Пермские газеты активно закрываются в кризис

Учредители пермских СМИ массово закрывают свои издания, теле- и радиоканалы. По данным регионального управления Роскомнадзора, с начала года в Прикамье было зарегистрировано 20 новых СМИ, в то же время из единого общероссийского реестра в связи с прекращением деятельности исключено 65 средств массовой информации, из них 33 по инициативе учредителей. В Роскомнадзоре затруднились ответить, связано ли решение собственников с кризисными явлениями в экономике. Эксперты „Ъ“ полагают, что кризис на медиарынке «бушует вовсю», и это главная причина закрытия медийных проектов.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В апреле 2015 года региональным управлением Роскомнадзора зарегистрировано всего три новых СМИ: два радиоканала — «Радио Протасы» и «Верещагино ФМ», а также журнал «Обустройство дома и сада». В то же время из единого общероссийского реестра СМИ в связи с прекращением деятельности исключено сразу 21 СМИ (8 газет, 4 телеканала, 3 радиоканала и 1 радиопрограмма, 4 журнала и 1 сборник), в их числе 14 СМИ были исключены из реестра по решению их учредителей. В марте таких было 7, в феврале — 11. По словам Юрия Щебеткова, руководителя управления Роскомнадзора по Пермскому краю, СМИ исключаются из единого реестра, если они не издаются более года либо «если с таким заявлением обращаются сами учредители». Пик таких исключений, как отмечает глава Роскомнадзора, пришелся на 2012 год, когда из единого общероссийского реестра в Прикамье было исключено свыше 300 СМИ.

В 2014 году Роскомнадзор по Пермскому краю выдал 55 свидетельств о регистрации СМИ, исключил из общероссийского реестра 80 СМИ, в том числе 34 по решению учредителей.

«Трудно сказать, повлиял ли нынешний кризис на решения собственников некоторых СМИ о прекращении их деятельности. Скорее всего, на это были какие-то другие причины, с ним не связанные», — говорит глава надзорного ведомства.

В числе тех, кто в апреле уведомил Роскомнадзор о прекращении деятельности, оказалась и учредитель и главный редактор пермской деловой газеты «Дело & Ко», выходившей в Перми с 2008 года, Надежда Волегова. По ее словам, в своем заявлении она указала, что прекращает деятельность издания «в связи с невозможностью вести издательскую деятельность в условиях отсутствия здоровой конкуренции на рынке печатных СМИ Пермского края». «Все годы я пыталась участвовать в муниципальных и государственных контрактах, но мне не давали. Не вижу перспектив работы на этом рынке до тех пор, пока все издания не будут равноудалены от муниципального и государственного заказа», — говорит госпожа Волегова.

Напомним, в начале 2015 года приостановила выпуск печатной версии и одна из старейших частных газет Перми «Местное время» (издается с 5 августа 1992 года). Как тогда сообщил „Ъ“ гендиректор и единственный владелец ЗАО «Газета „Местное время“» Владимир Прохоров, причина приостановки — экономическая: «Печатная версия занимает больше половины расходов СМИ — это закупка бумаги, создание рабочих мест (корректор, верстальщик)». Сегодня работает лишь интернет-версия «Местного времени».

Президент Пермской ассоциации радио и телевидения (ПАРТ) Александр Ганюшин говорит, что «несмотря на упавший рекламный рынок, все телерадиокомпании края стараются выживать: где-то что-то оптимизируют и сокращают». «Из 25 телекомпаний нашей ассоциации закрылась только одна — в Оханске. Но там, скорее, сказалось отсутствие эффективного менеджмента: после того как прежний редактор Ирина Гневашева ушла в сити-менеджеры Оханска, там началась чехарда с руководителями, проблемы с кабельным оператором, в итоге телекомпания закрылась», — отмечает президент ПАРТ.

По мнению председателя Пермской организации Союза журналистов России Игоря Лобанова, кризис на медиарынке «бушует вовсю», и это главная причина закрытия медийных проектов. «На мой взгляд, таким довольно жестким образом на медиарынке происходит естественный отбор. Первыми вынуждены закрываться те, кто имел слабые позиции в части работы с рекламодателями, преимущественно ориентируясь в своих доходах на госзаказ, или просто-напросто халтурил по части контента», — считает глава СЖ. По его словам, основными слагаемыми краха для СМИ являются неумение финансировать работу редакции в остроконкурентных условиях, пренебрежение интересами читателей, а также нежелание использовать новые технологии. «При этом я бы не стал говорить о падении престижа профессии журналиста. Меняются требования, критерии, востребованы новые навыки, которыми далеко не все обладают, но все это никак не умаляет значимости и авторитета «человека с пером». Более того, востребованность людей, умеющих работать с информацией, способных внятно излагать свои и чужие мысли, только возрастает», — считает Игорь Лобанов.

Владелец интернет-газеты «ТЕХТ» Борис Майоров полагает, что учредители отказываются от собственных СМИ, поскольку «не видят возможности не только заработать, но даже работать „в ноль“, чтобы переждать плохие времена». «А времена для рекламного рынка в медиа действительно грустные: одновременно упал объем рекламы и изменились правила игры на региональном рынке госзаказа для медиа. На мой взгляд, тяжело почти всем, даже интернет не является тихой бухтой — мы видели закрытие крупного онлайнового СМИ в конце прошлого года, высвобождение сотрудников из других интернет-проектов. Конечно, кризис ест отрасль „с хвоста“ — первыми погибают самые слабые издания, которые и так, возможно, закрылись бы в перспективе трех-пяти лет. Кризис все ускорил», — говорит эксперт. При этом, по его словам, не видно «отчаянной реакции публики на закрытие медиа — закрылись, и бог с ними». «Это стратегически плохой симптом для всей отрасли, он показывает, что потребность в информации закрывается не СМИ, а федеральными медиа и соцсетями», — отмечает Борис Майоров.

Дмитрий Никитин

Вся лента