"НАТО демонстративно не хочет иметь с нами дела"

Страны Балтии попросили разместить у себя контингент НАТО. Как сообщает газета Times, главы оборонных ведомств Латвии, Литвы и Эстонии уже подготовили проект соответствующего запроса. Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Максимом Митченковым.

Фото: Didier Vandenbosch

Документ будет направлен верховному главнокомандующему силами НАТО в Европе, генералу Филиппу Бридлаву. На своих территориях страны планируют разместить на постоянной основе несколько тысяч военных для сдерживания возможной внешней угрозы.

— Прежде всего, хотелось бы понять, угроза — это Россия?

— Конечно, нет, никакая ни угроза, это ответные действия. Американцы не рвутся размещаться в Европе — это и дорого, и не нужно. Где-то в 2014 году они закончили вывод всех своих танков М1 "Абрамс" с европейского континента. Вот потом они вывели с европейских баз все свои самолеты А10, штурмовики, которые предназначены специально для охоты за танками. Так что сейчас это некоторое возвращение того, что уже было выведено. В Европе, в странах Балтии и других младонатовцах собираются разместить порядка 150 танков в этом году и бронированных машин "Брэдли".

— А зачем они это делают?

— Зачем? По одной вполне понятной причине: руководители этих стран, уж правы они или нет, но они абсолютно уверены, что самый надежный страховой полис в области безопасности — это не наращивание своих собственных вооружений, а хотя бы десяток американских солдат на постоянной основе на их территории. Вы же прекрасно знаете, что нападение на американского военного — это нападение на Соединенные Штаты, считается, что это самая надежная гарантия. А после Крыма и событий на востоке Украины они очень серьезно испугались.

— Как я и сказал, это сдерживание, прежде всего, России, потому что угрозу они чувствуют от нас?

— Да, конечно.

— А пойдет ли на это США?

— Уже решение принято. В этом году должно быть около 150 танков и бронемашин поставлено в Европу.

— Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что практическое сотрудничество с Россией приостановлено. Что это для нас означает?

— У нас с НАТО было сотрудничество по очень многим линиям, у нас были совместные комиссии, совместные проекты в самых разных областях. Сейчас с нами демонстративно не хотят иметь дела.

— Какие-то ответные меры со стороны России будут?

— Пока не на что отвечать, если размещается 100 танков и бронемашин, на пике холодной войны в Германии — 200 тыс. американских танков, потом стало 6 тыс., а потом не стало ни одного. Так что 1,5 тыс. танков и бронемашин — это не средство нападения. На нашей территории мы сами решаем, где и сколько нам танков разместить.

— А в целом, как вы считаете, эта угроза со стороны России, которой так боятся европейские страны, она существует?

— Если бы не было Крыма и востока Украины, я бы сказал, что, конечно, нет. А если нет, то их же надо как-то трактовать. Восточные европейцы считают, что с Россией шутки плохи, что их столько лет держали в социалистическом лагере против их воли, повторять этот опыт они не хотят.

Вся лента