"Количество арендованных правительством Подмосковья автомобилей вызывает вопросы"
Московская область потратила более 1,7 млрд руб. на аренду авто. К такому выводу пришли эксперты проекта "За честные закупки" Объединенного народного фронта. Руководитель проекта Антон Гетта ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Алексея Корнеева.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, руководители Московской области продолжают тратить огромные суммы на собственное транспортное обслуживание. Представители организации "За честные закупки" выступают против чрезмерных трат на автомобили для чиновников.
— На аренду автомобилей власти Подмосковья потратили более 1,5 млрд руб. Разве они не закупают автомобили себе, а потом на них ездят, они их арендуют?
— Да, есть такая форма обеспечения транспортным средством как аренда автомобиля: услуга предоставляется, а не приобретается автомобиль. Иной раз это используется, когда чиновники не могут купить дорогой автомобиль, они его просто арендуют. В случае с Московской областью мы считаем, что это чрезмерная сумма, слишком высокая, поскольку и количество автомобилей вызывает вопросы, и стоимость оказания услуг для бюджета.
— Но аренда автомобилей дешевле, чем покупка автомобилей и потом их использование?
— Иной раз да. Иной раз аренда автомобиля обходится дешевле, потому что в стоимость услуги сразу вкладываются расходы на ГСМ, зарплату водителей, страховку, обслуживание и так далее. При нормальном, грамотном подходе арендовать где-то даже выгоднее, чем приобретать, поскольку амортизация, риски, обслуживание иной раз, когда берешь их на себя, дороже выходят. Все в цене вопроса.
— Какие автомобили арендуются и у каких фирм? Они как-то связаны с подмосковными властями?
— Да, это компания, которая ГУП Московской области предоставляет эти услуги для правительства области, но в свою очередь ГУП не справляется с объемом в полной мере и переарендовывает автомобили у другой, коммерческой уже компании "Мособлтранс". В свою очередь этот "Мособлтранс" на 70% принадлежит израильской компании, и еще у этой израильской компании когда-то были скандальные расследования по собственнику, некому Денису Кацыве, наверное, вы слышали про дело Магнитского и аресты в США. В общем, история с продолжением.
— То есть, правильно ли я вас понял, что все-таки часть денег в бюджет возвращается, благодаря тому, что платят все-таки государственной компании по аренде автомобилей, а часть — нет?
— ГУП — это такая форма управления, решение тех или иных задач для региональных правительств, и, как считает та же Федеральная антимонопольная служба, она еще менее эффективна, чем, допустим, малый и средний бизнес, чем аутсортинг. То есть когда правительства создают ГУПы, передают им определенные полномочия и платят за это деньги, иной раз это еще дороже выходит и менее эффективно, чем приобретать эти же услуги у малого и среднего бизнеса.
— Арендуются в основном элитные автомобили?
— Нет, в большей степени арендуются автомобили бизнес-класса, наверное, можно их назвать, такие как Ford Mondeo и иже с ними. Luxury немного машин, насколько мы понимаем, это уже непосредственно для самого региона, для губернатора. Есть Mercedes, джипы, их немного. В основном очень большое количество, тысячи автомобилей, арендуются для чиновников правительства Московской области.
— Чиновников-то у нас много, всем нужно ездить.
— Да, мы согласны. Мы посмотрели в разрезе министерств и ведомств правительства Московской области и поняли, что арендуются автомобили, допустим, для Министерства образования, их, по-моему, порядка 30 автомобилей, даже, по-моему, больше. Мы понимаем, что министру нужна машина, пусть еще его заместителям нужны машины. Но сколько это? Пять, наверное, одна получше классом, четыре попроще, но куда еще 25 машин уходит?
Если сотрудникам нужны для перемещений именно автомобили, общественный транспорт не подходит, то есть такая форма, как разъездные машины, которые работают по заявке. Одна машина может удовлетворять одновременно потребности нескольких государственных служащих, которым нужно грамотно составлять заявку, планировать свой день и эту машину вызывать, ездить, возвращать, а дальше следующий.
— Как в Госдуме часто делается.
— Как в Госдуме. Есть даже отдельные госкомпании, которые вообще отказываются от служебных автомобилей и вводят некую диспетчерскую службу. То есть вообще нет автомобилей, которые прикреплены на постоянной основе. Мы понимаем, что это также дает возможность использовать в личных целях, и для семьи в том числе, а где-то мы даже видели и по несколько автомобилей, по два автомобиля, закрепленных за одним чиновником.
— Какие меры вы хотите принимать? Эти данные вы озвучили как-то московским властям? Они в курсе, что вы провели такое расследование и что есть такие факты?
— Все факты поступают к нам от активистов, Общероссийский народный фронт сам не занимается поиском таких закупок, таких трат, а реагирует на то, что беспокоит людей. Здесь мы задаем всегда публично вопросы в своих статьях, в журналистских статьях просим власть посмотреть на эти закупки и постараться сэкономить, найти возможность сократить сумму. Если у нас не получается призвать к здравому смыслу через СМИ, то мы подключаем Счетную палату, просим их оценить эффективность таких расходов.
— То есть реакция подмосковных властей пока не поступала?
— В случае конкретно с этой закупкой автотранспортных услуг мы обращались в адрес московского правительства с просьбой прокомментировать, для чего такое количество нужно. Комментарии мы тоже получили, но после этого, после нашего обращения за разъяснениями, знаем, что губернатор, 17 апреля это было, заявил о том, что даст команду пересмотреть, изучить и пересмотреть в сторону снижения траты на транспортное обслуживание.
— Так, может быть, пересмотрел уже?
— Может быть. Мы пока об этом не знаем, пока мы видим конкурсы уже не на 1,7 млрд руб., это была сумма за 2014 год, а сейчас мы видим уже закупки по аренде автомобилей в 2015 году, и пока, к сожалению, отмечаем только даже, по-моему, рост затрат, расходов.