Roust не в рост
Компания Рустама Тарико уступила лидерство на водочном рынке
Алкогольный холдинг Roust ("Зеленая марка", "Русский стандарт") Рустама Тарико в первом квартале сократил продажи в России на 33% и потерял долю на водочном рынке, уступив лидерство "Синергии" ("Беленькая", Beluga). Виной тому стали сложные переговоры с ключевыми ритейлерами о пересмотре условий контрактов. От работы с продукцией Roust и "Синергии" в начале года отказывалась четвертая по обороту в России розничная сеть "Дикси", но вчера компании объявили о возобновлении сотрудничества.
Как сообщается в опубликованной вчера отчетности Roust за первый квартал 2015 года, российские продажи компании в этот период в натуральном выражении сократились на 33%. Ее доля в стоимостном выражении на рынке водки в России при этом снизилась на 2 п. п., с 12,9% до 10,9% (данные Nielsen). В связи с этим компания уступила первое место "Синергии", у которой доля в первом квартале также снизилась, но не так существенно — с 12,2% до 11,9%. Отгрузки собственной продукции (без портфеля импортных брендов) "Синергии" в первом квартале сократились на 3%, сообщала ранее компания.
Свои результаты Roust объяснила переговорами с топ-10 розничных сетей о повышении цен на свою продукцию и размере скидок (бонусов), которые сети получают от поставщиков. О том что переговоры эти были непростыми, свидетельствует то, что в феврале Roust вместе с "Синергией" направила жалобу руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву на действия ГК "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория"). Суть жалобы состояла в том, что "Дикси" навязывает компаниям услуги, сумма оплаты которых составляет 30% от закупочной цены, что в три раза превышает разрешенный законом о торговле бонус (см. "Ъ" от 20 февраля). "Дикси" обвинения опровергла и в ответ прекратила закупать продукцию сначала у "Синергии", а потом и у Roust, сославшись на то, что будет развивать собственные торговые марки в алкогольной категории (у "Дикси" есть линейка настоек "Заказная" — ее по контракту с сетью выпускает краснодарский ликероводочный завод "Фортуна").
Вчера "Дикси", "Синергия" и Roust объявили, что достигли соглашения о возобновлении сотрудничества. "Компании урегулировали все спорные вопросы и приняли решение о дальнейшем развитии партнерских отношений",— сообщается в их совместном пресс-релизе. В ближайшее время продукция алкогольных компаний будет снова поставляться в магазины ритейлера во всех регионах его присутствия. "Мы договорились об организации поставок строго в рамках действующего законодательства, нашли взаимовыгодный компромисс",— сказал "Ъ" председатель правления "Синергии" Александр Мечетин. Жалобу в ФАС "Синергия" и Roust отзовут.
Roust отмечает, что уже подписала контракты с половиной федеральных контрагентов, добившись снижения скидок. Завершить переговоры с сетями холдинг рассчитывает к июню, а восстановить долю рынка — в третьем квартале года. "Сегодня, когда переговоры с ключевыми торговыми сетями по условиям сотрудничества в 2015 году успешно завершены, увеличение акциза в 2015-2016 годах не планируется... а курс рубля стабилизировался, мы уверены в росте нашего бизнеса в России",— приводятся в пресс-релизе Roust слова ее владельца Рустама Тарико.
Общие отгрузки Roust, которая является вторым по величине в мире производителем водки с объемом продаж около 27 млн дал в год, в первом квартале сократились на 14%, до 4,1 млн дал. Чистая выручка в этот период снизилась на 38,4%, до $107,5 млн, операционная прибыль составила $6,3 млн, чистый убыток сократился с $48,7 млн до $16,7 млн, базовый показатель EBITDA увеличился на 29,8%, до $11,7 млн.