Ликвидация безгрантности
Общественная палата намерена наладить диалог НКО с операторами господдержки
Большая часть некоммерческих организаций не может получить государственное финансирование из-за отсутствия обратной связи с грантооператорами. Это показало исследование, проведенное Общественной палатой РФ. Как заявил "Ъ" секретарь палаты Александр Бречалов, зачастую представители НКО неспособны разобраться даже в форме подачи заявки, а организации, распределяющие государственные гранты,— объяснить, как их заполнить. В президентском Совете по правам человека (СПЧ) подтверждают: грантооператоры, как правило, не объясняют причин отказа в предоставлении средств.
Выводы о неутешительном состоянии взаимоотношений грантооператоров и некоммерческих организаций (НКО) члены Общественной палаты (ОП) РФ сделали по итогам двух форумов "Сообщество", к участию в которых привлекались гражданские активисты и сотрудники общественных организаций. "Авторы общественных проектов в основном отвечали, что, подавая заявки на федеральные и региональные гранты, они не только остаются без финансирования, но и не получают обратной связи от грантооператоров",— говорится в исследовании. Для НКО, отмечают в палате, остается неразрешенным вопрос, какие коррективы необходимо вносить в заявку, чтобы получить государственную поддержку, а организации, распределяющие средства, им на этот вопрос, как правило, не отвечают.
"Раскоординация между теми, кто распределяет средства, и НКО громадная. Первая проблема — мало кто знает, как подавать заявку. Вторая — как отчитаться за полученные деньги",— заявил "Ъ" секретарь палаты Александр Бречалов. В ОП РФ, сказал господин Бречалов, намерены разработать систему, которая помогла бы устранить проблемы коммуникаций между НКО и грантооператорами. "Пока мы проводим обучающие семинары. Например, третий форум "Сообщество" пройдет в конце мая и будет посвящен в том числе этой теме",— добавил он.
В апреле начался первый этап ежегодного конкурса на получение президентских грантов. Общая сумма средств, на которые могут претендовать НКО на данном этапе, составляет около 2 млрд руб. Их распределением занимаются восемь уполномоченных государством организаций-грантооператоров, в числе которых, например, "Гражданское достоинство", Лига здоровья нации, Общественная палата, Российский союз молодежи (РСМ) и т. д.
Глава комиссии СПЧ по развитию НКО Елена Тополева-Солдунова подтвердила "Ъ", что многие организации действительно не могут получить государственное финансирование именно из-за отсутствия обратной связи с грантооператорами. "Мы тоже наблюдаем такую проблему. Зачастую организациям не объясняют причин отказа, хотя очень важно, связан он с тем, что проект не подходит под условия или заявка неверно оформлена",— отметила она. При этом грантооператорам, заметила госпожа Тополева-Солдунова, зачастую не хватает сотрудников для того, чтобы вступать в переписку с каждым соискателем. "Да, "Гражданское достоинство" пытается отвечать НКО, но это все равно очень сложно, не у всех есть такие ресурсы",— сказала она.
Грантооператоры не склонны давать проблеме столь резкие оценки. "Мы отмечаем, что все больше НКО стали претендовать на государственные гранты, поэтому стараемся сделать систему прозрачнее, в том числе проводя тренинги по подаче заявок для организаций",— рассказали "Ъ" в РСМ.
"Форма заявки состоит из короткого описания проектов, что не всегда дает возможность донести мысль до грантооператора",— пожаловался "Ъ" представитель организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Александр Передрук. Однако главную проблему он видит в том, что получение гранта для НКО связано с представлением "огромного количества справок", а после — документов по отчетности. С таким бумажным потоком, считает господин Передрук, грантооператорам не всегда удается справиться, так как претендующих на госсредства организаций тысячи. "Кроме того,— добавил он,— сама система распределения грантов остается непрозрачной".