Банки не доверяют электричкам
ЦППК просит помощи у государства
Крупнейшая в РФ Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) обратилась за госгарантиями на 11,7 млрд руб. для закупки в 2015-2016 годах новых электричек и рефинансирования ранее выданных займов. Выделение господдержки уже поддержал Минтранс, но, по данным "Ъ", наличие госгарантий не главное условие банков. В первую очередь они просят ЦППК подтвердить платежеспособность через долгосрочные контракты с регионами, которых у перевозчика нет.
О том, что ЦППК просит предоставить ей госгарантии на 11,7 млрд руб., сообщил в пятницу "Интерфакс" и подтвердил "Ъ" источник в правительстве. Минтранс уже уведомил Минэкономики, что поддерживает запрос. Госгарантии нужны ЦППК для закупки 2015-2016 годах 53 новых электричек, кроме того, компании необходимо рефинансировать кредит, привлеченный в 2013-2014 годах на закупку 30 поездов. В пятницу в Минтрансе и Минэкономики на запросы "Ъ" не ответили, в ЦППК от комментариев отказались.
ОАО ЦППК — крупнейший в РФ перевозчик в пригородном сообщении (свыше 60% в России, обслуживает десять регионов). В 2013 году ЦППК перевезла 586 млн человек и, в отличие от большинства пригородных пассажирских компаний (ППК), прибыльна. Выручка ЦППК в по РСБУ в 2014 году — 32,4 млрд руб., чистая прибыль — 2,1 млрд руб. 50% минус 2 акции ЦППК принадлежат ООО МПК Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, по 25% плюс 1 акции — у ОАО РЖД и Московской области.
Сейчас ЦППК, по сути, единственный пригородный оператор, обновляющий подвижной состав за свой счет, почти все остальные арендуют электрички у ОАО РЖД. До 2028 года компания планирует приобрести 400 поездов на 167 млрд руб. ЦППК уже несколько лет ведет переговоры с госбанками о финансировании закупки подвижного состава. Как вариант, рассматривался финансовый лизинг на весь срок службы поездов, (28 лет), но пока договориться не удалось. В пятницу в ВТБ от комментариев отказались, в ВЭБе и Сбербанке на запрос "Ъ" не ответили. Но высокопоставленный источник "Ъ" в одном из банков пояснил, что госгарантии не основное условие кредитования ЦППК. "Самое важное — гарантированная платежеспособность оператора, которая может быть обеспечена только наличием контракта на перевозку с регионами как минимум на 15 лет или на весь срок займа",— отметил собеседник "Ъ". Это подтвердил "Ъ" и источник в железнодорожной отрасли - по его словам, без контрактов банки не хотят брать на себя долгосрочные обязательства — регион может сменить перевозчика или тот уйдет с рынка.
Модель долгосрочного сотрудничества (на 15 лет) между регионом и пригородным перевозчиком предусмотрена концепцией развития пригородного комплекса, утвержденной правительством в мае 2014 года. По ней в случае отказа региона подписать контракт на таких условиях компания вправе не оказывать услугу. В результате в 2014 году по всей стране было отменено 10% из 5,7 тыс. электричек. Массовая отмена электричек продолжилась и в 2015 году, пока в феврале Владимир Путин не потребовал вернуть все 312 отмененных с начала года электричек. ОАО РЖД в спешном порядке восстановило маршруты, но принципиально проблема так и не была решена: регионы по-прежнему не согласны с ценообразованием ППК и заключают с ними контракты на непродолжительный срок (от нескольких месяцев до трех лет).
Помимо банковского кредита ЦППК рассчитывает получить средства ФНБ на обновление парка. В марте стало известно, что компания пытается для этого задействовать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В пятницу в РФПИ не смогли уточнить, удалось ли достичь соглашения, но источник "Ъ" на рынке утверждает, что пока заявок не подавалось. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что в текущих условиях ЦППК можно считать привлекательным заемщиком и при вмешательстве государства банки все-таки могут пойти на уступки и предоставить кредит оператору даже при отсутствии залогового имущества и долгосрочных контрактов.