Для КТК нашли другой карман
"Транснефть" оплатит долю в нефтепроводе акциями
"Транснефть", последние восемь лет управлявшая российской долей в Каспийском трубопроводном консорциуме, собирается выкупить ее у государства. Пакет будет оплачен дополнительными обыкновенными акциями компании, как и в случае с поглощением "Транснефтепродукта" в 2007 году. В результате доля миноритариев в "Транснефти" снова снизится.
"Транснефть" опубликовала извещение о закупке консультационных услуг по оценке рыночной стоимости своих обыкновенных акций по состоянию на конец первого квартала. Оценка нужна для проведения допэмиссии. Официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин пояснил "Ъ", что новые акции будут обменяны на имущество, принадлежащее РФ, которым сейчас управляет компания. Уточнить детали он отказался, получить комментарий Росимущества в пятницу не удалось. По данным ТАСС, речь идет о доли России в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), а также нефтепроводной инфраструктуре НПЗ в Нижнекамске. Это подтвердил и источник "Ъ" в правительстве.
"Транснефть" уже реализовала подобную схему осенью 2007 года, когда объединялась с "Транснефтепродуктом". По итогам сделки капитал "Транснефти" вырос на 14%, а доля государства — с 75% до 78,1%. Все это обыкновенные акции, и они полностью принадлежат государству. Остальные бумаги являются привилегированными, принадлежат частным инвесторам и торгуются на бирже.
Российскую долю в КТК — 31% — "Транснефть" получила в управление двумя этапами. В 2007 году ей был передан изначально принадлежавший России пакет в 24%, а в 2009 году "Транснефть" получила еще 7%, выкупленные у Омана в 2008 году. Сделка позволила российскому правительству получить блокпакет в единственном частном магистральном нефтепроводе в стране, ее стоимость составила $701 млн. В мае 2009 года "Казмунайгаз" выкупил 1,75% КТК у британской ВР почти в полтора раза дороже — за $250 млн. Исходя из этих сделок, стоимость российской доли в КТК можно оценить в $3,1-4,4 млрд. В случае с Нижнекамским НПЗ речь идет о 118 км нефтепровода--отвода к заводу, а также участке нефтепродуктопровода Нижнекамск--Альметьевск--Кстово — эти объекты были построены на 6,5 млрд руб. Таким образом, в ходе обменной сделки капитал "Транснефти" может вырасти примерно на 200 млрд руб.
На конец первого квартала стоимость обращающихся на ММВБ привилегированных акций "Транснефти" (21,9% капитала) составляла 192 млрд руб., исходя из чего полную стоимость компании можно оценить в 877 млрд руб. ($17,7 млрд по текущему курсу). "Но вопрос оценки "Транснефти" довольно сложен, потому что стоимость компании напрямую зависит от будущей динамики регулируемого тарифа на прокачку нефти",— уточняет Ильдар Давлетшин из RenCap. Он отмечает, что компания уже завершила основные стройки, и если ей удастся удержать CAPEX на текущем уровне в 180 млрд руб. в год и сохранить свободный денежный поток в $2-3 млрд, то справедливая оценка ее стоимости должна быть выше текущей рыночной. "Впрочем, возможно, в рамках внесения российской доли в КТК в капитал "Транснефти" государству было бы выгоднее оценить компанию пониже, а вносимые активы — повыше",— допускает аналитик.
Если исходить из текущей рыночной стоимости компании в 877 млрд руб., то допэмиссия приведет к росту доли государства ее в капитале с 78,1% до 82,2% и дальнейшему размыванию долей миноритариев. Собеседники "Ъ" на рынке сомневаются, что инвесторы будут возражать (теоретическая возможность у них есть, так как владельцы привилегированных акций могут заблокировать обязательное при допэмиссии изменение устава) — во всяком случае, в ходе поглощения "Транснефтепродукта" проблем не возникло.