Госзакупки не дождутся продавца
Правительству не нравится, как Минэкономики выбирает операторов госзаказа
Как стало известно "Ъ", в правительстве не поддержали новые предложения Минэкономики по реформированию системы отбора электронных площадок для госзакупок. Предыдущий отбор вызвал протесты не попавших в число организаторов торгов и рассмотрение их иска в арбитраже. На этот раз ведомство не сформулировало адекватных минимальных требований к опыту, технической оснащенности операторов и стандартов раскрытия информации об их владельцах, считают в Белом доме. При этом цена вопроса растет: помимо госзакупок избранные площадки могут получить право организовывать закупки госкорпораций.
В Белом доме раскритиковали проект Минэкономики по отбору операторов электронных площадок для проведения госзакупок. Напомним, сейчас на рынке госторгов действует пять операторов — ЗАО "Сбербанк-АСТ", ОАО ЕЭТП, ЭТП ММВБ, ООО "РТС-Тендер" и АГЗ РТ,— они отобраны правительством еще в 2010 году. Их полномочия истекли в начале 2015 года, но были продлены на год для создания новых правил отбора. Результаты первого отбора вызвали громкий скандал на рынке — арбитражный суд Москвы даже временно запрещал Минэкономики и ФАС заключать соглашения с избранными по иску одной из площадок, ООО "Фабрикант.ру", но Минэкономики отстояло свой выбор. Ситуацию может усугубить то, что теперь операторам предстоит конкурировать за потенциально больший объем сделок: в перспективе Минэкономики может перевести на отобранные площадки торги не только министерств, но и госкорпораций.
Первый вариант документа, описывающего следующую процедуру отбора операторов в 2016 году, опубликован Минэкономики еще в июне 2014 года (подробнее см. "Ъ" от 5 июня 2014 года). Из-за реакции участников рынка и экспертов отрасли он неоднократно переписывался — к марту этого года Минэкономики разработало уже четвертый вариант, согласовало его с Минфином, Минкомсвязью и ФАС и внесло в правительство (подробнее см. "Ъ" от 2 марта 2015 года). Но, как сообщил "Ъ" чиновник Белого дома, "к проекту имеются замечания концептуального характера". По его словам, в документе Минэкономики не предусмотрены минимальные требования к участникам отбора электронных площадок, а условия ведомства "не гарантируют эффективности работы операторов" — в качестве критериев стоило бы использовать показатели числа несостоявшихся процедур и контрактов, заключенных с единственным участником. Требование считать достаточным опыт оператора, если им была проведена 1 тыс. процедур за два года, необоснованно — только за 2014 год действующие операторы организовали более 2,5 млн торгов.
Вторая группа претензий правительства, по данным "Ъ", связана с требованием Минэкономики проводить технологический аудит площадок при отборе. Процедура обязательна — но ведомство не описывает ни требования к экспертным организациям, ни методику и сроки ее проведения. Документ Минэкономики устанавливает для процесса только максимально возможную цену (2 млн руб.), что, по мнению источника "Ъ", "является необоснованным вмешательством в деятельность частных компаний". Также не установлены виды ответственности экспертной организации при злоупотреблении процедурой технического аудита. Не представило Минэкономики и обоснования требования предоставлять информацию об учредителях и бенефициарах площадок с долей более 1%.
"Ситуация похожа на коррупционный сговор, когда требования будут подгоняться под одного из действующих операторов",— отмечает эксперт "Деловой России" Алексей Ульянов. По его словам, для проведения грамотного отбора необходимо зафиксировать для площадок жесткие требования по техбезопасности и опыту работы, учитывающие доли несостоявшихся аукционов и аукционов, по которым контракт был заключен с единственным участником. "Тех, кто им соответствует, будет немного, но впоследствии число площадок сможет увеличиться, что позволит совершенствовать конкуренцию",— говорит он. "Вместо того чтобы идти по пути создания профессионального стандарта работы операторов, который уже разрабатывается представителями отрасли, Минэкономики занимается селекцией по непонятным критериям,— уверен Сергей Габестро, владелец электронной площадки "Фабрикант.ру".— Было бы логично развивать эту отрасль так же, как и банковскую, где действуют профессиональный стандарт и контрольные регламенты регулятора". По словам исполнительного директора Национальной ассоциации институтов закупок Георгия Сухадольского, для оценки правомерности нового отбора стоило бы провести проверки действующих операторов. "На рынке ходит достаточно слухов о том, что операторы не соблюдают требования информбезопасности,— чем проводить еще один отбор, стоило бы внимательнее оценить результаты предыдущего",— замечает он.