Китай пошел по миру с деньгами
Его инвестиции добрались до Бразилии и Индии
Китай продолжает наращивать участие в крупных зарубежных проектах: власти Бразилии анонсировали получение китайских инвестиций в объеме порядка $50 млрд для строительства инфраструктуры, а премьер-министр Индии Нарендра Моди по итогам визита в КНР сообщил о совместных проектах на $22 млрд. По оценке EY, где проанализировали направления исходящих инвестиций из КНР, экспансия китайских инвесторов на внешние рынки будет лишь нарастать, однако теперь их интересует не только добыча сырья и ТЭК.
Китай вложит $50 млрд в проекты по обновлению инфраструктуры в Бразилии, сообщили бразильские власти в преддверии визита в страну премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. Речь идет о проектах по строительству железных и автодорог, портовой и аэропортовой инфраструктуры, в том числе в связи с проведением Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Президент Бразилии Дилма Руссефф заявила, что планирует обсудить и создание зоны свободной торговли с Китаем (КНР — крупнейший экспортный рынок для бразильского сырья). Для наращивания взаимного оборота может быть профинансировано и строительство трансконтинентальной железной дороги из Бразилии в Перу (с выходом на порты на Тихом океане) стоимостью порядка $60 млрд.
Укреплять деловые связи с Китаем намерены и в Индии, по итогам трехдневного визита в КНР премьер-министра страны Нарендры Моди было объявлено о подписании соглашений на $22 млрд. Большинство сделок предполагают финансирование китайскими банками совместных проектов, в частности в телекоме, металлургии, солнечной энергетике. Индийский премьер также заявил, что власти страны «крайне поддерживают развитие тех секторов, где Китай силен», и предложил инвесторам из КНР вложиться в строительство жилья, высокоскоростного ж/д сообщения, метро, портов и возобновляемую энергетику.
Китай занимает третье место по объему вложений в зарубежные активы, при этом в текущем году поток капитала из страны может впервые превысить инвестиции в китайскую экономику и в дальнейшем расти по 10% в год — такая оценка приводится экспертами компании EY в исследовании по исходящим китайским инвестициям. В прошлом году объем ПИИ из Китая составил $116 млрд (рост на 15,5% по сравнению с 2013-м), больше всего инвестиций получили США, страны ЕС и Австралия (Россия занимает шестую строчку).
При этом, как отмечают в EY, за новой волной инвестиций из КНР стоит масштабная господдержка: были упрощены процедуры для инвесторов, работающих за рубежом (разрешительный порядок был заменен уведомительным, упрощено валютное регулирование), а также облегчен их доступ к финансированию в китайских госбанках. Китайские власти полагают, что рост инвестиций за рубежом поможет решить проблему избыточных мощностей и сбалансировать замедляющуюся экономику. В то же время, если раньше более половины инвестиций за рубеж приходилось на энергетику и добычу сырья, в прошлом году доля сделок с участием китайских инвесторов в этих секторах снизилась до 16%, тогда как резко выросли вложения в производство качественных потребительских товаров, в частности продуктов питания, недвижимость, телеком.
В рамках продвижения инициативы Китая по созданию экономической зоны «нового Шелкового пути» ожидается и рост инфраструктурных вложений. В ноябре прошлого года для финансирования этих проектов был создан фонд с капиталом в объеме $40 млрд. Наиболее яркий пример — то, как китайская «железнодорожная дипломатия» стремительно захватывает мировой рынок, пишут авторы доклада. «Эта стратегия позволит связать инфраструктуру азиатских стран и таким образом создать необходимую платформу для прихода китайских компаний на эти рынки, а значит, и для прироста китайских инвестиций»,— заключают в EY.
Как «Новый шелковый путь» опутывает Африку
27 апреля стало известно о том, что китайская компания China Railway Construction Corp (CRCC) подписала два контракта на строительство железных дорог и жилья в Африке на общую сумму $5,5 млрд. По мнению экспертов, подписание этих контрактов — очередной шаг в рамках стратегии китайских фирм по выходу на мировой инфраструктурный рынок, которая уже получила название «Нового шелкового пути». Читайте подробнее