В России осуждена мусульманка за призывы не отмечать Новый год
Эльвира Султанахметова получила 120 часов обязательных работ
Суд Первоуральска приговорил 23-летнюю Эльвиру Султанахметову к 120 часам обязательных работ за призыв не отмечать Новый год. Девушку, утверждавшую, что рассказы о Деде Морозе противоречат исламу, признали виновной в «возбуждении ненависти либо вражды по признакам отношения к религии» (ст. 282 УК РФ). Стоит отметить, что заявление с жалобой на пост девушки написал житель Первоуральска, который сам ранее был осужден по той же статье за прославление Адольфа Гитлера. Теперь, по его словам, он получает угрозы от «Исламского государства».
Дело против Эльвиры Султанахметовой было возбуждено еще два года назад. По версии следствия, 25 декабря 2013 года молодая девушка написала в соцсети «ВКонтакте» развернутый ответ на вопрос знакомого «Может ли мусульманин отмечать Новый год?». Госпожа Султанахметова заявила, что этот праздник является «гнусным язычеством». «Начиная с детского сада детей учат взывать не к Аллаху, а к Санта-Клаусу и Деду Морозу,— написала девушка.— Это не что иное, как великий обман детей и воспитание их многобожниками. Их естество заполняется языческими символами». По мнению девушки, чтобы не стать «гнусным язычником», правоверный мусульманин не должен даже поздравлять людей с этим праздником. Также госпожа Султанахметова упомянула, что последователям ислама не стоит носить георгиевские ленточки на День Победы и красить яйца на Пасху.
Запись Эльвиры Султанахметовой прочитал житель того же города, студент исторического факультета УрФУ Степан Черногубов. Посчитав, что переписка девушки со знакомым «разжигает ненависть ко всем немусульманам», он написал заявление в правоохранительные органы, которые и возбудили дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Защита госпожи Султанахметовой пыталась доказать, что девушка не имеет отношения к записи — текст был написан с рабочего компьютера, поэтому автором «мог быть кто угодно». Кроме того, адвокаты требовали провести специальное религиоведческое исследование записи. Однако суд решил довольствоваться двумя лингвистическими экспертизами, а оба эксперта посчитали текст экстремистским. Девушку признали виновной и приговорили к 120 часам обязательных работ.
«Приговор чудовищный, абсолютно незаконный и несправедливый,— заявил адвокат Александр Гологан.— Естественно, мы будем его обжаловать в Свердловском областном суде. Если область оставит жалобу без удовлетворения, будем подавать жалобу в Европейский суд по правам человека».
Стоит отметить, что сам господин Черногубов в 2013 году был осужден по той же ч. 1 ст. 282 УК РФ — городской суд приговорил его к 440 часам обязательных работ. Как сообщает первоуральский портал «Городские вести», на судебном заседании прокурор заявлял, что студент-историк «испытывает негативное отношение к евреям, а также к выходцам с Кавказа и из Средней Азии». По данным следствия, Степан Черногубов на протяжении нескольких лет размещал «ВКонтакте» материалы экстремистского содержания: символику неонацистских организаций, фотографии Адольфа Гитлера со свастикой, символ танковой дивизии СС «Мертвая голова», а также некие «фото, порочащие таджиков». Всего в материалах дела было более 1,5 тыс. скриншотов из соцсетей подсудимого. Одновременно господин Черногубов расклеивал по городу листовки от имени татарских националистов, в частности изображение кулака, разбивающего двуглавого орла с призывом «Смерть врагам тюркского народа». На суде он заявил, что таким образом пытался привлечь внимание правоохранительных органов к «антирусскому экстремизму». Впрочем, со всеми обвинениями он согласился и попросил рассмотреть дело в особом порядке. Ранее Степан Черногубов уже был осужден на 2,5 года условно по статье «грабеж». Он заявил «Городским вестям», что просто участвовал в массовой драке, «во время которой мой знакомый, скажем так, взял у потерпевшего деньги».
Во время судебного процесса по делу об отрицании Нового года Степан Черногубов пояснил, что после своего приговора решил «на общественных началах мониторить интернет и социальные сети в поисках материалов, направленных на неприятие православия». По его мнению, запись Эльвиры Султанахметовой «в конечном итоге приведет к междунациональным и межрелигиозным конфликтам». Господин Черногубов пожаловался, что после начала процесса он получил множество угроз от мусульман. «Пишут в “ВКонтакте”, звонят на мобильный телефон, при этом ведут себя очень агрессивно: пугают физической расправой, говорят, что расквитаются за мою деятельность не только со мной, но и с моей семьей»,— заявил суду господин Черногубов. По его словам, некоторые из угрожавших представляются членами террористической организации «Исламское государство» и обещают «казнить» его. Степан Черногубов обратился в полицию с просьбой провести проверку по фактам поступивших угроз.
«В данном случае дурость проявила и девушка, которая считает Новый год языческим праздником, и те, кто ее за это мнение осудили,— считает богослов протодиакон Андрей Кураев.— Новый год не является национальной святыней, каждый имеет право самостоятельно решить, будет он его отмечать или нет. Если человеку не нравится этот праздник, он имеет право объяснить почему». Господин Кураев уточнил, что в православном христианстве не осуждают празднование Нового года. «Когда я был семинаристом, то 31 декабря администрация Троице-Сергиевой лавры нам давала выпить шампанского, мы чокались, слушали советский гимн и шли спать,— рассказал протодиакон.— В православных храмах в эту ночь служат специальные новогодние молебны».
«Для многих жителей нашей страны есть даты, которые объединяют верующих и неверующих. Отмечать или не отмечать тот или иной праздник — это личное дело каждого человека,— убежден руководитель секретариата Межрелигиозного совета России священник Роман Богдасаров.— Представители традиционных религий принимают участие в общегосударственных праздниках. Уверен, что для мусульман авторитетным мнением является позиция лидеров традиционного ислама, а не блогеров».
«Пока рано что-либо комментировать, мы должны сначала тщательно разобраться в этом вопросе»,— заявил “Ъ” заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.