Минус триллион
Доходы бюджета в январе—апреле отстали от расходов на 996 млрд руб.
По итогам первой трети 2015 года госказна исполнена с дефицитом 4,4% ВВП, сообщил вчера Минфин. Пока это несколько хуже запланированного годового показателя 3,7% ВВП. Итоговый размер дыры в бюджете, закрываемой нефтегазовыми накоплениями прежних лет, будет зависеть от дальнейшей динамики пока растущей в цене нефти, направления движения укрепляющего сейчас курса рубля и результативности усилий Минфина по экономии уже запланированных расходов.
По обнародованным вчера данным Минфина, при доходах в январе--апреле 2015 года 4,548 трлн руб. (36% годового плана) расходы составили 5,544 трлн руб. (также 36% плана на год). Дефицит по итогам первых четырех месяцев года составил 996 млрд руб., или 4,4% ВВП. Этот показатель незначительно вырос в сравнении с уточненным результатом первого квартала года (4,2% ВВП) и все еще выше ожидаемого правительством к концу года уровня 3,7%. Отдельно в апреле 2015 года доходы федерального бюджета были равны 1,11 трлн руб., расходы — 1,414 трлн руб., дефицит — 5% ВВП.
Напомним, в марте власти были вынуждены переписать принимавшийся еще в прошлом году бюджет-2015 в соответствии с новым кризисным макропрогнозом — исходя из ожидаемой цены нефти $50 за баррель вместо прежних $100. Доходы в новой редакции казны тогда были сокращены сразу на 2,54 трлн руб., или на 17% — с 15,08 трлн до 12,54 трлн руб. Расходы удалось урезать всего на 0,3 трлн руб.— с 15,51 трлн до 15,21 трлн руб. (номинально на 2%). Столь скромное сокращение трат объяснялось необходимостью проиндексировать выплаты пенсионерам и военнослужащим на уровень резко выросшей инфляции. Образующийся в 2015 году дефицит размером 2,67 трлн руб., или 3,7% ВВП, Минфин намерен закрывать деньгами Резервного фонда. Первые 0,5 трлн руб. нефтегазовых накоплений на эти цели ведомство уже потратило — в феврале этого года.
Некоторую надежду на снижение дефицитности госказны Минфину дают растущие в апреле--мае цены на нефть. При заложенной в бюджет стоимости Urals $50 за баррель фактически сложившаяся цена этого сырья по итогам четырех месяцев составила $54,3 и пока продолжает расти. Впрочем, подорожание нефти приводит к укреплению рубля, а это, наоборот, снижает нефтегазовые доходы казны. На страхах девальвации правительство с подачи Минэкономики заложило в бюджет среднегодовой курс 61,5 руб./$. Пока, как следует из данных Центробанка, по итогам января--апреля средний курс рубля выше прогнозного — 59,7 руб./$. Напомним, несколько лучше пока оказывается и текущая динамика российского ВВП: в первом квартале по сравнению с тем же периодом 2014 года экономика РФ сократилась на 1,9% вместо ожидавшихся Минэкономики 2,2%.
Одновременно с гипотетическим ростом доходов в последующие месяцы могут несколько снизиться среднемесячные расходы. В первой трети года часть ведомств осваивали ассигнования с изрядным опережением: если годом ранее по итогам четырех месяцев расходы были исполнены на 33,6%, то сейчас — на 36,4%. Активнее всех выбирало лимиты ассигнований Минобороны, ускоренно заключая контракты и получая под них бюджетные средства. По данным Минфина, годовые назначения по разделу "Национальная оборона" по итогам января--апреля 2015 года исполнены уже на 55%. Кассовое исполнение по разделу "Образование" составило 40%, "Межбюджетные трансферты" — 38%. Хотя Минфин всегда призывал бюджетополучателей не откладывать заключение контрактов на конец года, подобная оперативность его тоже не всегда радует. На апрельской коллегии Минфина глава ведомства Антон Силуанов сетовал, что большая часть расходов имеет авансовый характер — то есть бюджетные деньги вовсе не идут в реальный сектор, даже если они формально уже потрачены, а надолго остаются на расчетных счетах — с размещением в депозиты и конвертацией в валюту.