"В рядах сторонников Мурси остаются еще тысячи активистов, готовых к решительным действиям"
Запад призывает власти Египта отменить смертный приговор свергнутому президенту страны Мохаммеду Мурси. В Европе считают, что столь суровое наказание не соответствует проступку Мурси, которого обвиняют в побеге из тюрьмы. Однако позиция западных стран вряд ли окажет влияние на египетские власти, считает политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский.
Спасти Мурси от петли — а в Египте традиционно казнят через повешение — его низвергателя Абдель Фаттаха ас-Сиси просят и глава европейской дипломатии Федерика Могерини, и немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, и десятки других политиков и общественных деятелей. Евросоюз даже выпустил отдельное обращение к официальному Каиру, в котором называет смертный приговор Мохаммеду Мурси и еще 105 подсудимым, признанными виновными в побеге из тюрьмы в 2011 году, идущим вразрез с международным правом. Европейцы отдельно обращаются к судьям и верховному муфтию Египта, который должен утверждать все смертные приговоры, с напоминанием о том, что светские и религиозные власти страны несут ответственность за свои действия, в том числе и за необратимые. Но, говорит доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета Александр Сотниченко, дальше такого рода обращений европейцы вряд ли пойдут — их вполне устраивает режим действующего президента, и ссориться с ним из-за свергнутого правителя Запад не станет.
"Нынешняя власть пытается такими жесткими мерами, в том числе казнью зачинщиков, предотвратить возможное неконституционное развитие событий. Евросоюз и Запад в целом "проглотят" эту казнь, потому что они по большей части согласны с тем ходом событий, который происходит в Египте, и согласны с новой властью. Разумеется, они поговорят о нарушении прав человека, но каких-то серьезных санкций в отношении руководства Египта применено не будет", — уверен Сотниченко.
Исламисты движения "Братья-мусульмане", выходцем из которого является Мурси, пообещали отомстить за своего, пускай и свергнутого, президента. Собственно, мстить они начали еще в 2013 году, когда Мохаммеда Мурси сбросил с высшего поста назначенный им же на должность главы Генштаба ас-Сиси. Вскоре после переворота исламисты развязали локальную, но кровавую войну на Синайском полуострове, время от времени беря на себя ответственность и за теракты в Каире, Александрии и других крупных городах. Не исключено и даже наиболее вероятно, что именно они стоят за убийством трех судей, расстрелянных в автобусе по дороге на Синай через считанные часы после оглашения приговора Мохаммеду Мурси.
Военные власти использовали этот расстрел как повод для новых задержаний сторонников "Братьев-мусульман". За последние годы были арестованы и казнены уже десятки активных участников движения, многие исламисты вынуждены были бежать из страны или примкнуть к другим оппозиционным движениям, но даже радикальные противники военного правления относятся к исламистам с изрядной долей недоверия. Глава Радикального движения освобождения, многие из участников которого прежде входили в молодежное крыло "Братьев-мусульман" в электронной переписке с "Коммерсантъ FM" сообщил, что это движение должно остаться в прошлом, а забота о судьбе его лидера лишь отвлекает от мыслей о будущем Египта.
"Убивать лидеров "Братьев-мусульман" начали не сегодня. Это началось при короле Фаруке, продолжилось при президенте Насере, и повторяется сегодня. Прекратиться это может только тогда, когда будет положен конец военному правлению в Египте. Произойдет это при условии объединения всех революционных сил страны, в первую очередь молодежных движений. И они должны отказаться от идеи возвращения Мурси в кресло президента — это не та фигура, которая может консолидировать оппозицию в борьбе за власть", — пишет активист.
Исламисты Египта, несмотря на гонения и непонимание у товарищей по оппозиции, сдаваться не собираются. Мохаммед Мурси и "Братья-мусульмане", несмотря на нелегальное ныне положение, остаются весьма популярными в египетском обществе: все-таки избрание Мурси на первых в истории Египта свободных выборах было признано мировым сообществом, а вышедшие на парламентские выборы под вывеской Партии свободы и справедливости "Братья-мусульмане" набрали почти половину голосов избирателей.
Да, государственная пропаганда работает. Причем с первых часов переворота, когда ведущие новостных программ в один голос начали называть свержение Мурси "борьбой с терроризмом". Но в рядах сторонников исламистов остаются еще тысячи активных мужчин и женщин, готовых к решительным действиям. И это, предупреждает президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер, очень опасная сила.
"Они все равно будут проводить свою работу, вот и все. И ничего им не помешает. Так называемая малая война ведется совершенно другими методами: количество людей может быть минимальное, а эффект может быть максимальный. То есть они могут небольшими группами создать такой шорох в регионе, что мало не покажется. Да, может быть, они власть не поменяют, но шуму они там много могут навести", — отметил Линдер.
Пока же судьба Мохаммеда Мурси не определена. Приговоренный высшим египетским судом уже дважды — несколько недель назад его признали виновным в репрессиях противников и массовых казнях во время короткого президентства и приговорили к 20 годам тюрьмы — он имеет теоретический шанс на помилование как в результате апелляции, так и в случае, если милосердие проявят религиозное или светское руководство Египта. Не исключено, что военные власти найдут некий средний вариант, чтобы окончательно не выводить из себя многочисленных исламистов, но и не дать повода упрекнуть себя в слабости. Скажем, пересмотрят приговор по апелляции самого Мурси или его адвокатов и заменят повешение еще одним 20-летним сроком, оставив экс-президента за решеткой до конца жизни.