"Если чиновник летит за госсчет, эти деньги не нужно отдавать иностранному перевозчику"

Чиновников обяжут летать в командировки российскими авиакомпаниями. Соответствующий проект президентского указа подготовил Минтруд. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Алексея Корнеева.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Документ требует от госслужащих всех уровней, от федеральных до муниципальных, пользоваться услугами исключительно отечественных авиакомпаний для служебных поездок. Летать иностранными перевозчиками можно будет только в том случае, если российские не осуществляют рейсы в необходимых направлениях.

— Как оцениваете эту инициативу, действительно ли ее можно реализовать, не будет ли у чиновников каких-то лазеек для того, чтобы все-таки летать зарубежными авиакомпаниями? Хотя я не знаю, в чем здесь интерес чиновников.

— Действительно, в чем интерес чиновников? Сегодня российские авиакомпании предлагают сервис не хуже, а то и лучше иностранных авиаперевозчиков, а по стоимости авиаперевозки цены сопоставимы. И, конечно же, вполне логично — если чиновник летит за госсчет, то есть из бюджета оплачивается его командировка, то почему эти деньги нужно отдавать иностранному авиаперевозчику? Конечно же, логично отдать нашей авиакомпании, и часть этих денег опять-таки вернутся в бюджет через налоги, плюс это поддержка наших перевозчиков в это тяжелое время.

— Абсолютно логично, я согласен с вами. Но в связи с этим не начнут ли российские перевозчики поднимать цены?

— Думаю, нет, сейчас не то время, когда российские перевозчики могут играть на каком-то повышенном спросе. Наоборот, сейчас есть профицит провозных мощностей, целый ряд авиакомпаний, наоборот, сокращают и парк воздушных судов, и, к сожалению, увольняют авиаперсонал, поэтому на этом фоне они заинтересованы в любом пассажире и будут только рады, если к ним придет еще такой часто летающий пассажир, как чиновник.

— В пояснительной записке сказано, что запрет повысит конкурентоспособность российской авиационной отрасли. Стоит ожидать такого эффекта?

— Насчет конкурентоспособности — это громко сказано, не думаю, что это повысит конкурентоспособность. Это, скорее, экономически поддержит наших перевозчиков, потому что сейчас, даже несмотря на то, что в некоторых сегментах у нас спад, в некоторых сегментах наблюдается рост авиаперевозок, в целом все авиакомпании за первый квартал отчитались об убытках, и это очень плохо, надо поддержать нашу авиационную отрасль.

— Но с другой стороны, чиновники будут лишать дешевых мест, дешевых билетов простых пассажиров, которые тоже хотят сэкономить на авиаперевозках и заплатить российским авиаперевозчикам.

— Ой, не думаю. Чиновники, конечно, разного ранга, но немалое количество любит летать совсем не по дешевым тарифам, а зачастую бизнес-классом, поэтому они, конечно же, никого не лишат билетов, более того, еще раз повторюсь, у нас загрузка у авиаперевозчиков падает, и поэтому билетов хватит всем.

— Но какой-то статистики нет по поводу таких командировочных перелетов непосредственно российских чиновников — сколько они на это тратят, и велик ли бюджет непосредственно госкомпаний на эти самые поездки, просчитать, наверное, довольно сложно?

— Какой-то консолидированной статистики нет — она есть у авиакомпаний, но они, конечно же, ее не афишируют. Однако из разговоров с рабочими авиакомпаний у меня есть информация, что доля командировочных в объеме авиаперевозок достаточно высока. Особенно это сказывается в период зимней навигации, когда у нас туризм почти нулевой или минимальный, и в основном летают как раз командировочные люди — это и госчиновники, и просто работники компаний, которые летят по деловым нуждам, поэтому это существенная доля в составе пассажиров.

— А много таких направлений, по которым не летают отечественные авиакомпании?

— В России летают только отечественные авиакомпании, а если брать зарубежные направления, то на всех направлениях действуют так называемые межправсоглашения, согласно которым полеты выполняются на паритетной основе, то есть чаще всего 50 на 50: иностранный перевозчик или перевозчики и наши назначенные перевозчики, один или два, но сейчас уже в основном не менее двух. Таком образом, выбор как минимум на любом международном направлении есть среди двух иностранных или двух российских авиакомпаний.

— Но, может быть, у зарубежных авиакомпаний есть какие-то договоренности непосредственно с российскими ведомствами, такие скрытые договоренности о том, что вы будете летать нашими компаниями, а мы за это вам какие-то льготы определенные устраиваем. Что-то об этом известно?

— Нет, с госструктурами точно нет. Иногда авиакомпании заключают какие-то рамочные соглашения с крупными компаниями-корпорациями и дают им определенные льготы и скидки, и эти коммерческие компании приобретают для своих сотрудников билеты исключительно в этой компании. Но в этом отношении наши авиакомпании вполне конкурентоспособны, и чаще всего такие пассажиры достаются именно нашим перевозчикам.

Вся лента