Зачем Украине грузинские реформаторы
Назначение Михаила Саакашвили губернатором Одесской области совсем не анекдот. И уж точно не единичное событие — на Украине высадился целый десант авторов грузинских реформ, вероятно, самых успешных в мире за последние десятилетия.
Наследие Дерибаса, Ришелье и Воронцова висит на Одессе мешком, как отцовский костюм на щуплом подростке. Мой родной город в XX веке пережил три демографические катастрофы, риск еще одной более чем реален. Для Одессы командировка Саакашвили — шанс впервые за полтора века получить руководителя, соразмерного замыслу о ней. Одновременно это самое яркое подтверждение того, что в руководстве Украины нарастает осознание угрозы. И релевантности грузинского опыта для предотвращения катастрофы в стране в целом.
Грузинский десант на Украине продиктован банальнейшей из причин. Страна испытывает жестокий кадровый голод, а масштаб стоящих перед ней проблем — война, экономический кризис, несостоятельность государства — требует радикальных и быстрых решений. И если год назад грузинские советники воспринимались большинством украинских политиков как мечтатели и экстремисты, сегодня до многих начало доходить, что грузины не обманывали, когда говорили, что не будет реформ — не станет Украины.
Соавтор грузинской либеральной революции, умерший в ноябре 2014-го Каха Бендукидзе заметил год назад: "Я никогда в жизни не видел такой нереформированной страны, как Украина". Бендукидзе повидал многое: две волны российских реформ — в 1990-е и начале 2000-х (во второй он принимал непосредственное участие как автор закона о валютном регулировании и соавтор налоговой реформы), реформы в Грузии середины 2000-х, Руанда, Албания, Гондурас, Гватемала — в 2010-х.
Результаты непроведения реформ налицо. В 2015 году Украина станет беднейшей страной в Европе c душевым ВВП $2004 (прогноз МВФ). Украина — самая коррумпированная (по оценке Transparency International) и самая экономически несвободная страна Европы (по данным Heritage Foundation).
"Вы знаете, сколько на Украине военкомов? — возмущался Бендукидзе.— 20 тысяч! И эти 20 тысяч комиссаров призвали в последнюю волну мобилизации 30 тысяч человек". По словам Бендукидзе, в Грузии за мобилизацию отвечал небольшой отдел, помещавшийся в одном кабинете. ("Неправда,— сказал мне недавно один из руководителей украинского государства.— У нас всего 13 тысяч военкомов".) Как бы то ни было, военный комиссар Одессы стал первым чиновником, схваченным на взятке при Саакашвили.
Что влечет грузинских реформаторов в Киев? Их главный резон в том, что Украина — естественный союзник Грузии в борьбе за независимость. Выстоит Украина — выстоит и Грузия. Не стоит списывать со счетов и другой фактор: в нынешней Грузии соратники Саакашвили как минимум не у дел, как максимум — подвергаются уголовному преследованию. Украина — самое подходящее место для применения знаний и умений, не востребованных на родине. Не надо забывать, что опальные реформаторы в самом расцвете сил, им в среднем немного за сорок.
Для команды Саакашвили украинская политика — минное поле. Как пройти по нему невредимым? Недавно в самолете я познакомился с Экой Згуладзе — первым замминистра внутренних дел. Один из самых могущественных силовых чиновников Украины летела, как и я, в экономклассе. Згуладзе сражается с низовой коррупцией — создает некоррумпированную патрульно-постовую службу, которая заменит ГАИ. Затея выглядит почти безнадежной: ну создашь ты чистую ППС, и как долго она такой просуществует, обложенная со всех сторон недореформированными подразделениями МВД и притиснутая сверху коррумпированными судами?
Грузинские реформаторы это хорошо понимают, но принцип, которым они руководствуются,— ввязаться в борьбу, а там видно будет. Такая тактика чревата потерями. Министр здравоохранения Александр Квиташвили, похоже, не выйдет из своей борьбы победителем. Джамбул Эбаноидзе, приглашенный реформировать Регистрационную службу, потерпел поражение, даже не приступив к работе,— службу ликвидировали, предложив ему взамен возглавить одноименный департамент, но без полномочий. Один из главных борцов с коррупцией в Грузии — экс-министр юстиции и генпрокурор Зураб Адеишвили должен был занять место прокурора Одесской области, но в последний момент эта договоренность была "переиграна".
Осенью прошлого года Бендукидзе почти всерьез предлагали получить украинский паспорт и возглавить одно из экономических ведомств. Ключевое слово в этом предложении "почти": Бендукидзе не принял эту подачу, был в ней легкий оттенок несерьезности. Но теперь время шуток кончилось: президент Порошенко готов делать ставку на грузинских союзников. Радикальные реформы не за горами.