Парадная дипломатия
Андрей Кириллов — о том, почему Китай решил отмечать 70-летие Победы дважды
Китайское послесловие к российским торжествам
Прошло уже несколько недель после 70-летнего юбилея нашей Победы, но в Китае продолжают обсуждать нюансы российских торжеств. Пекинские газеты напечатали развернутые отчеты, некоторые вынесли на первые полосы фоторепортажи, эффектные цветные снимки танков и ракет на фоне кремлевских церквей, кадры, запечатлевшие китайского лидера Си Цзиньпина — соло и в беседе с президентом России, а также прохождение по площади роты почетного караула Народно-Освободительной армии Китая. Кстати, по мнению наблюдателей, китайские военные прошли по брусчатке Красной площади лучше всех, превзойдя в шагистике даже россиян, у которых когда-то учились этому искусству.
Судя по статьям в китайских газетах, участие Си Цзиньпина в московских торжествах было глубоко осознанным политическим шагом, потребовавшим — при всей государственной необходимости — гражданского мужества. Главная китайская газета "Жэньминь жибао" в редакционной статье написала, что присутствие лидера КНР на Красной площади в связи с празднованием 70-й годовщины Победы "стало большой политической поддержкой для президента РФ". "Кризис на Украине продолжается, США и страны ЕС пока не отменяют санкции в отношении России, а лидеры западных стран бойкотировали запланированные торжества в Москве, пытаясь тем самым изолировать Россию,— отмечает издание.— Однако участие Си Цзиньпина, а также представителей двадцати государств на параде свидетельствует об окончании эры доминирования стран Запада".
Одними газетными репортажами празднование в Китае 70-летия Победы не ограничилось. Были торжественные церемонии возложения венков к памятникам советским воинам, павшим на китайской земле в боях с японцами не только в 1945-м, но и в 30-е годы прошлого века, когда "сталинские соколы", выполняя интернациональный долг, сражались с самураями в небе над Янцзы. Эти захоронения содержатся в образцовом состоянии, пионеры проводят около них "уроки патриотизма", надписи на обелисках заново золотятся, утраченные имена устанавливаются и также выбиваются на граните. В апреле этого года впервые начались российско-китайские поисковые работы на северо-востоке КНР, где "на высоком берегу Амура", а по-китайски — реки Черного дракона, Хэйлунцзян, в последних боях Второй мировой войны погибли тысячи советских солдат и офицеров. Останки десятков из них предстоит поднять и торжественно перезахоронить к сентябрю, когда будет также совместно отмечаться 70-летие Победы над японскими милитаристами.
Критика и самокритика
При этом в чайнанете — китайской блогосфере — 9 мая и в последующие дни прокатилась заметная критическая волна. Недовольство местных пользователей вызвало решение CCTV — центрального китайского телевидения — показать лишь наиболее яркие фрагменты московского действа, а не парад целиком. Хотя телевидение постаралось на славу, дав большие репортажи в своих новостных выпусках. Этого, однако, оказалось недостаточно для солидной части аудитории.
"И кто это порушил прямую трансляцию важнейшего события 2015 года — парада на Красной площади в Москве? — строго спрашивает китайских телевизионщиков пользователь Гао Янь.— В результате мы не ощутили новый державный дух России, воодушевление российской армии, а еще китайская публика хотела увидеть дружеское общение председателя Си и президента Путина! А первое в истории чеканное прохождение воинов НОАК по Красной площади?" Все это, сетует товарищ Гао, не было показано ни по центральному телевидению, ни по гонконгскому телеканалу "Феникс".
Досталось от китайских блогеров и западным лидерам, не приехавшим на празднества в Москве. В своей "Мобильной газете" некто У Пэнфэй написал, что отсутствие руководителей государств Запада в российской столице в этот день его лично "пугает и лишает покоя", поскольку демонстрирует "опасную степень разрушения человеческих ценностей, сложившихся после Второй мировой войны". Естественно, основные критические стрелы по этому поводу были посланы в адрес президента США, которого автор текста клеймит "третьеразрядным политиком", "белым человеком с черной кожей" и награждает другими обидными эпитетами. Ему противопоставляют российского лидера, который китайским сетевым активистам видится способным на компромисс государственным деятелем. Пишут, в частности, о том, что он не поддался в прошлом году в обстановке западной обструкции чувству досады, приехал на юбилей высадки союзников в Нормандии, где беседовал с тем же Обамой, который, однако, "в полной мере демонстрировал гегемонизм, самодовольство" и прочие отрицательные политические свойства. Китайские юзеры припомнили американцам даже бомбардировку в мае 1999 года посольства КНР в Югославии, выложив в Сети полный текст закрытого выступления по этому случаю тогдашнего президента Соединенных Штатов Клинтона в Палате представителей, где он, как полагают китайцы, обосновал планы установления американского господства в планетарных масштабах по итогам завершившейся холодной войны.
Особое внимание, хотя уже иного свойства, в местных соцсетях привлекло участие представителей Китая в шествии многотысячного "Бессмертного полка". Точнее, один эпизод: один из китайских "ивановцев" — детей революционеров, учившихся в конце 30-х — первой половине 40-х годов прошлого века в Ивановском интернациональном детском доме — пронес в колонну демонстрантов портрет Мао Цзэдуна. Для остальных "ивановцев" это стало неожиданностью, некоторые усмотрели в этом некий политический вызов. Однако Ли Доли, или Анатолий, как его звали в бытность в Советском Союзе, проявил характер, сославшись на то, что нести портрет Мао по Красной площади его попросила дочь покойного китайского лидера — Ли Минь, сама по состоянию здоровья в Москву не поехавшая.
Дискуссия на этот счет не затихает, но консенсус вроде бы вызревает: в конце концов именно Мао Цзэдун, а также Чжу Дэ и Лю Шаоци (портреты которых также были видны над колонной с китайцами в Москве) руководили партией и Китайской Красной армией во время войны с японцами. Войны сопротивления китайского народа японской агрессии, как называют в КНР японо-китайскую войну 1937-1945 годов. К слову, на Красной площади был и портрет Мао Аньина, сына Мао Цзэдуна. После учебы в Военной академии им. Фрунзе он, согласно хроникам, был направлен на 1-й Белорусский фронт, где воевал в танковых войсках. После войны сына китайского вождя принял Сталин, подаривший ему именной пистолет. Аньин погиб через пять лет на другой — корейской — войне, во время американского авианалета на штаб китайских добровольцев.
Китайские церемонии
Осведомленный китайский источник между тем пояснил в приватной беседе, почему московский парад китайское телевидение показало фрагментарно. Те, от кого зависело решение о трансляции, оказывается, призадумались: а покажут ли российские каналы полностью парад в Пекине 3 сентября? Если не покажут, получится нехорошо. Как говорил Конфуций, "в ритуале прежде всего — взаимность, за визитом должен следовать контрвизит, а иначе это не ритуал".
Кроме того, есть и другой резон: китайская армия, отнюдь не слабая, вряд ли сможет блеснуть таким количеством эффектных обновок от национального ВПК, хотя оборонные расходы в стране год от года растут на 10-15 процентов.
И еще один аргумент, возможно, самый весомый: Китай при несомненном и взаимовыгодном всестороннем стратегическом партнерстве не хочет слишком явно подчеркивать военный аспект двусторонних отношений. Как отметил на страницах "Жэньминь жибао" заместитель директора Китайского центра международных экономических исследований Вэй Цзяньго, "не стоит думать, что целью стратегического партнерства России и Китая является формирование военного союза с целью противостояния странам Запада". А рассчитанная на англоязычного читателя "Чайна дейли" (China daily) назвала абсурдом предположения о том, что Москва и Пекин сколачивают новый идеологический блок.
"Говорить о том, что Китай и Россия сколачивают новый идеологический блок, просто абсурдно. Термин "идеологический" здесь вводит в заблуждение. Что это означает? Ни одной стране в мире не нравится внешнее вмешательство в ее внутренние дела, будь то идеологическое или не идеологическое",— отмечается в статье, которую сопровождает скетч: русский медведь и китайская панда вместе поднимают к солнцу голубя мира.
Впрочем, это не мешает российским и китайским военным кораблям демонстративно проходить через Дарданеллы и проводить совместные маневры в Средиземноморье, в том числе в условиях предполагаемого применения противником ядерного оружия. "Отсутствие военного союза — это одно, а нормальное военное сотрудничество — это другое",— откликается китайская печать.
Эксперты задаются вопросом: а почему Китай вообще решил отмечать 70-летие Победы, причем, по сути, дважды — 9 мая в Москве и 3 сентября — в Пекине? Ведь раньше эти красные даты в китайском календаре вообще не значились. И получают ответ осведомленных источников: настало время продемонстрировать единую точку зрения двух стран на недопустимость переписывания истории.
Всего в Китае в годы войны погибло, по приводимым здесь данным, 35 млн человек. Да, у китайцев не было своего Сталинграда, китайские силы были разобщены фактически продолжавшейся с разной интенсивностью гражданской войной между гоминьдановцами и коммунистами. При этом китайский фронт держался все восемь военных лет, а сам Китай оставался основным театром военных действий в Азии, сковывая огромные и, несомненно, лучшие японские сухопутные войска. Еще вопрос, как сложилась бы ситуация под Москвой в ноябре 1941-го, если бы не сражающийся Китай.
Китайцев крайне раздражают нежелание Японии признавать в полном объеме преступления императорской армии в Поднебесной, периодические походы членов японского кабинета в храм Ясукуни, где "упокоены души воинов". Этот храм, напоминающий выставленными там самолетами и танками времен Второй мировой небольшой военный музей, привлекает не только политиков, но и подрастающее поколение японцев. Все бы ничего, но в Ясукуни хранятся поминальные таблички японских военных преступников, казненных по приговору Токийского трибунала. Китайские публицисты об этом пишут постоянно, приводя в пример Германию, где с милитаристским прошлым расстались решительно: можно ли представить себе кого-нибудь из членов немецкого правительства, кланяющегося портрету Геринга или Кейтеля?!
В Китае считают, что сейчас самое время напомнить о применении японской армией химического оружия, о подготовке к бактериологической войне. Не говоря уже о "Нанкинской резне", в которой японские военные уничтожили около 300 тысяч мирных жителей и разоруженных китайских солдат (японские историки эти цифры оспаривают). Словом, японского премьера в Пекине на предстоящие мемориальные торжества не ждут.
Повестка дня
Однако вернемся к итогам пребывания Си Цзиньпина в Москве. Китайский гость провел переговоры со своим российским коллегой, были подписаны более трех десятков документов о сотрудничестве. Секретарь исследовательского центра Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) при Китайской академии общественных наук Сунь Чжуанчжи отмечает, что санкции и падение цен на нефть нанесли серьезный удар по российской экономике и замедлили ее развитие. "Ближайшие два года являются ключевыми, ведь в течение этого времени нужно не только стабилизировать поступление валютной выручки и ситуацию на денежном рынке, но и реструктурировать экономику",— полагает он. Примерно за этот же период, говорит Сунь, Китаю необходимо перейти к "новой норме" экономического развития, повысив уровень открытости экономики в условиях замедления темпов ее роста. "Поэтому задачи России и Китая сходны, интересы во многом совпадают",— убежден эксперт. Вывод понятен: самое время укреплять партнерство, особенно в реализации суперпроекта "Экономического пояса Шелкового пути", под который китайцы готовы гарантировать инвестиции. Прежде всего в добывающий сектор, а также в транспортные сети, вплоть до грандиозного замысла скоростной железной дороги Москва — Пекин.
...На недавней эпохальной выставке в московском Историческом музее "Меч и златник", посвященной становлению раннего русского государства, в экспозицию были включены разные предметы: и украшения многомудрых византийцев, и оружие суровых варягов, стоявших у колыбели русской государственности. Посетителей выставки встречал и удивительный артефакт: расшитое драконами и фениксами китайское шелковое платье из Гнездово, поселения Х века около современного Смоленска. Нет сомнений: для китайцев это — знак.