«Сергей Полонский — большой ребенок, и он не меняется»
Бывший адвокат бизнесмена Александр Добровинский в интервью "Ъ FM"
Каким был Сергей Полонский до того, как уехал из России, и каким станет теперь? Почему бизнесмен не любит платить по счетам? И хватит ли у него смелости признать свои ошибки и вернуть долги? На эти и другие вопросы адвокат Александр Добровинский ответил ведущему "Коммерсантъ FM" Петру Косенко в рамках программы "Действующие лица".
"Господин Полонский, конечно, не любит платить"
Александр Добровинский о ссоре с Сергеем Полонским: "Произошла сделка между господином Полонским и господином Троценко, которую господин Полонский в конце концов пытался оспорить. После того, как он попытался повесить на меня всех собак, оспорить не получилось. Он сам с ним обо всем договорился приблизительно на тех же условиях, которые я и предлагал. Но так как четвертый раз перепродать компанию ему было сложно, как это было обычно, потому что делом занимался я и профессионалы со всех сторон, сломать сделку ему не получилось. Он вошел в сделку, подружился с господином Троценко, и они благополучно доводили сделку до суда. Не знаю, что я ему такого неприятного устроил".
"Я приблизительно это начал понимать в ту секунду, когда он не заплатил мне ни один мой гонорар. Тогда мне стало понятно, почему произошел этот казус. Господин Полонский, конечно, не любит платить, и это тоже нормально для бизнесмена 90-х годов. Дальше наступает такой интересный момент: получить от него деньги, конечно же, для меня было нереально, потому что он сидит в Камбодже. Судиться в России я не могу, потому что его нет, судиться в Камбодже невозможно, потому что он там никто, найти ни его, ни его деньги невозможно. Я положил на это дело бумагу, чашку чая и иногда посматривал на это дело у себя на письменном столе. Приблизительно года полтора назад вдруг на меня сваливается счастье: я получаю иск от господина Полонского в Лондонский суд. Вдруг радость осветила весь офис, и я сказал: "Наконец, я дождался". Наконец, мы столкнулись в суде. Тяжба идет до сегодняшнего дня. Это большой подарок, который мне сделал Сергей Юрьевич, за что я ему очень благодарен".
О деле Сергея Полонского: "Если господин Полонский захочет, при некоторых обстоятельствах я мог бы его защищать, но я не думаю, что у Сергея Юрьевича хватит хладнокровия. Я готов, но я не думаю, что у него хватит хладнокровия не только извиниться, но и выполнить те условия, которые я поставлю, или обратиться ко мне. Я не думаю, что он способен на это. Он не научился признавать ошибки. Я не думаю, что он получит срок в десять лет. Но если он не сделает то, что, я думаю, он должен был бы сделать, то я вижу серьезный приговор. На мой взгляд, он должен, конечно, немедленно рассчитаться со всеми дольщиками, рассчитаться по всем своим долгам. Тогда суд на него будет по-другому смотреть".
"Полонский почему-то решил уйти вплавь от военных быстроходных лодок"
Александр Добровинский о том, как началась история с камбоджийскими моряками за бортом: "Это был Новый год. И на Новый год съехались друзья. Полонский решил отправиться на свой другой остров, дальний. В то время у него была яхта меньше, чем сегодня. И он приказал команде снаряжать все к плаванию на дальний остров. Матросы-камбоджийцы начали ему объяснять, что это невозможно, потому что не хватит бензина, чтобы туда дойти. А если они туда дойдут, то как они дойдут обратно? На веслах? Там надо всю жизнь провести? Это смешно. Поэтому надо набрать с собой какие-то канистры. Он и приказал, они вышли, но вместо дальних островов они пошли в порт заправиться. В это время господин Полонский возмутился, а он ровно в два раза выше, чем средний камбоджиец. И он сгреб их и выбросил к акулам".
"Так вот, он выбрасывает этих четырех ребят в воду, за ним начинается погоня, его ловят где-то в море. Он почему-то решил уйти вплавь от военных быстроходных лодок. "Плавь" заключалась у него в том, что он надел пояс на себя, на голое тело, нож и нырнул с палубы, ушел в воду. Много времени спустя, когда я его спросил для чего, он сказал: "Нож нужен был, если акулы нападут. А так я хотел вплавь дойти до Таиланда". Его довольно быстро выловили и препроводили в камбоджийскую тюрьму".
О возобновлении совместной работы с Сергеем Полонским: "Он пробыл в камбоджийской тюрьме до конца марта — начала апреля. В это время я себе благополучно на каникулах, и мне звонит его сын, говорит, что папа срочно требует вас. Я говорю: "Слушайте, папа еще не рассчитался за предыдущую работу, вообще никогда, так что извините". "Но папа в тюрьме, ни за что". Я тогда еще ничего не знал. В общем, сердце не камень, я начинаю разговаривать. В Камбоджу не лечу, но начинаю с ним разговаривать. Он мне рассказывает всю эту историю".
"Полонский быстро влюбляется и быстро остывает к своему предыдущему окружению"
Александр Добровинский о личности Сергея Полонского: "Обычно все сбиваются на его причуды, и никто не хочет проанализировать. Сергей Юрьевич Полонский — дитя 90-х, выросшее в нулевых. Со всеми вытекающими или точнее втекающими сюда обстоятельствами. Человек, который привык действовать на свой страх и риск, но с одним большим правилом игры: мы все ответственны за наши слова и поступки, кроме Сергея Юрьевича. Он на определенном этапе считал, — и это было правильно в нашей стране, — что если ты что-то делаешь не так, если что-то идет наперекосяк, если ты ошибся, то ты можешь за это заплатить, и ошибка будет исправлена. Это то, что часто характеризовало события, которые происходили в 1990-х. Да и в 2000-х тоже этого много было. Сергей Юрьевич вступил в XXI век таким сформированным удачливым человеком, который не признает свои ошибки. А когда он их совершает, то это происходит по вине других. Но за это он совершенно спокойно может рассчитаться деньгами. Вот кто такой Сергей Юрьевич Полонский, и он не изменился с годами. Про него по-английски бы сказали childish, он большой ребенок, это правда".
О делах Сергея Полонского: "Говорят, цифра 5,7 млрд. Я не занимался этим делом, но насколько я знаю, два эпизода. Один называется "Кутузовская миля", а второй – "Рублевская Ривьера". Возможно, ходят слухи, что будет предъявлено обвинение еще по одной статье. По статье отмывание денег, добытых нехорошим путем, как я говорю".
О знакомстве с Сергеем Полонским: "Это было в 2011 году, когда был знаменитый эпизод на телевидении, та знаменитая драка. Тогда один из менеджеров Сергея Юрьевича познакомил меня с ним, но предупредил, что Сергей Юрьевич — человек очень своеобразный. Но мы же все одинаковые более ли менее: все, что происходит до нас, происходило до нас, а с нами все будет по-другому. Поэтому я довольно спокойно пожал руку Сергею Юрьевичу, и мы начали работать вместе. Господин Полонский обладает одним качеством, очень своеобразным: он быстро влюбляется и быстро остывает до ненависти к своему предыдущему окружению. О чем меня, собственно, предупредили. Но я думал, что я продержусь какое-то время. И действительно продержался два года. Так мы и познакомились на этом деле".