Школьный минимум
Нижний Новгород начинает юридическое объединение образовательных учреждений
Департамент образования Нижнего Новгорода приступил к масштабной реорганизации городской сети образовательных учреждений. Речь идет о юридическом объединении 109 школ и детских садов, в результате их будет около 50. По мнению муниципалитета, это поможет «выжить» недоукомплектованным школам и садам в условиях подушевого финансирования, ограниченного «жестким» городским бюджетом, и позволит экономить до 50 млн руб. ежегодно только от сокращения обслуживающего персонала. В то же время в ряде образовательных учреждений, подготовленных к объединению, считают заявленную реорганизацию «популистской», а ее бюджетный эффект — сомнительным.
О начале реорганизации сети образовательных учреждений Нижнего Новгорода на вчерашнем заседании комиссии по социальной политике рассказала директор департамента образования Ирина Тарасова. Она сообщила, что в городскую систему входит 180 школ, 342 детских сада и 36 учреждений дополнительного образования. Подчеркнув, что все учреждения финансируются не по штатному расписанию, а строго по количеству учащихся, госпожа Тарасова отметила, что с одной стороны это удобно и понятно, так как позволяет каждому руководителю сосчитать средства, на которые он может рассчитывать, но с другой — привело к тому, что некоторые учебные заведения оказались в менее выгодном положении. Так, по данным департамента, есть школы, где обучаются менее 100 учеников, в 12 школах – 100–200, еще в 12 – 200–300, в 29 – 300–500, в 39 – 500–700, в 45 – 700–900, в остальных 30 — более 900 учеников. «В школах, где обучаются менее 500 человек, финансовое положение можно охарактеризовать как сложное. Поэтому было принято решение о юридическом объединении школ и детских садов с целью оптимизации и более эффективного расходования бюджетных средств», — заключила Ирина Тарасова.
Всего планируется таким образом объединить 109 школ и детских садов и тем самым сократить их количество до 50 (всего в городе 564 образовательных учреждения). Слияние будет происходить по географическому принципу. «Будем объединять учреждения, расположенные близко друг к другу, — уточнила Ирина Тарасова. — Так, например, будут объединены школы №109 и 98 (Канавинский район), №148 и 182 (Ленинский район), №115 и 68 (Московский район). Объединение поможет экономически выжить недоукомплектованным школам и садам в условиях нормативного финансирования при жестком бюджете». По подсчетам департамента, за счет сокращения кадров (речь идет о директорах, заведующих, методистах, завхозах, логопедах и так далее) бюджет может ежегодно экономить около 50 млн руб.
Заместитель главы администрации города Мария Холкина добавила, что объединение учебных заведений – это, по сути, второй этап реорганизации системы образования, которая началась еще в прошлом году: «С ноября 2014 года была проведена большая работа со штатными расписаниями. Благодаря этому были исключены 780 ставок в школах и еще 550 в детских садах. Отмечу, что все сокращения коснулись исключительно обслуживающего персонала: табельщики, гардеробщики и так далее, но не учителей. В итоге мы получили экономию в 186 млн руб. ежегодно».
Член депутатской комиссии, директор школы №91 Игорь Богданов выразил благодарность директору департамента за проделанную работу. «Вам удалось сдвинуть огромный пласт, — выступил он. – Этого объединения мы ждали давно. И в ближайшей, и долгосрочной перспективе это принесет положительные результаты».
В то же время в ряде опрошенных „Ъ“ учебных заведений, подготовленных к объединению, крайне негативно отнеслись к проводимым изменениям. «У разных школ отличаются образовательные и воспитательные подходы, которые складывались десятилетиями, и предлагаемые изменения их разрушат, — поделился опасениями один из собеседников. — Никуда не уйти от разрушения педагогических микросоциумов. Никто из чиновников ничего не говорит о сложившихся коллективах, о существующем климате, традициях, а это для учебных заведений очень важно. Сейчас мы имеем видимость реформ. Нам говорят об экономии, но она ничтожна по сравнению с теми последствиями, к которым она приведет». Противники объединения настаивают на отсрочке слияния и более тщательной проработке вопроса.