Высокоскоростные поезда все ближе к Нижнему Новгороду
Строительство новой магистрали Москва — Казань на первом участке начнется в 2016 году
Проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань на участке до Нижнего Новгорода будет готов в первом квартале 2016 года, строительство ветки при отсутствии проблем с финансированием должно начаться в том же году и завершиться в 2018 году. Об этом вчера сообщил первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Александр Мишарин. Он заверил, что строительство будет вестись с высокой степенью региональной локализации как в части материалов, так и с точки зрения привлечения субподрядчиков. Эксперты говорят, что на первом этапе реализации проекта потребуются активные усилия региональных властей по подготовке территории для ВСМ.
По мнению экспертов, на этапе подготовки территории под ВСМ потребуется активное участие региональных властей (на фото – нижегородский губернатор Валерий Шанцев и вице-президент РЖД Александр Мишарин)
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Air Liquide поставляет технический газ «Русвинилу», эксплуатируя оборудование непосредственно на его площадях
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Некоторые детали проекта ВСМ Москва — Казань (подробнее — см. «Досье») первый вице-президент ОАО РЖД, генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин прокомментировал вчера на видеоконференции для нижегородских и казанских журналистов. Он напомнил, что строительство магистрали обсуждается с участием китайских партнеров в рамках меморандума, подписанного 8 мая Минтрансом России, госкомитетом Китая по развитию и реформе, ОАО РЖД и China Railway в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Это рамочный документ, а конкретные условия договоренностей будут прописаны в концессионном соглашении до конца года.
К проектированию ВСМ уже приступил консорциум компаний во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway. По условиям контракта с РЖД, первый участок магистрали Москва — Нижний Новгород должен быть спроектирован в первом квартале 2016 года. Как уточнил господин Мишарин, документация будет готова в январе, еще пара месяцев уйдет на получение заключения госэкспертизы. По словам вице-президента РЖД, сейчас проектировщики и их субподрядчики ведут инженерные изыскания, геологоразведочные работы, аэрофотосъемку, уточняющую маршрут трассы, и так далее. Строительство начнется в 2016 году и на участке от Москвы до Нижнего Новгорода при отсутствии проблем с финансированием завершится в 2018 году, вся магистраль должна быть построена к 2020 году, уточнил Александр Мишарин. Он особо отметил, что проект предусматривает высокую степень локализации: «Много звучит разговоров, что, раз привлекаются китайские деньги, значит, будут китайские технологии и рабочая сила. Но это не так. Это невозможно и невыгодно». По словам господина Мишарина, Китай «собрал лучшие технологии мира» в части строительства ВСМ и этим можно воспользоваться, но материалы, строительство инфраструктуры — «все это будет российским». Вице-президент РЖД не исключил организации на территории регионов мобильных заводов по производству щебня, металлоконструкций, искусственных сооружений и др.
В «Мосгипротрансе» „Ъ“ пояснили, что проектирование участка до Нижнего Новгорода будет вестись на основе документации, разработанной ОАО «Ленгипротранс» на этапе обоснования инвестиций. Напомним, по этому проекту ВСМ подойдет к Нижнему Новгороду через Дзержинск и разделится на две ветки: первая пройдет через аэропорт, где построят новую железнодорожную станцию, и дальше в сторону Казани, вторую заведут в город, на Московский вокзал, и эта ветка будет тупиковой. Как сообщили в «Мосгипротрансе», параллельно с проектированием будет вестись планировка и межевание территории, по которой будет проложена ВСМ. Эти работы с помощью субподрядчиков также планируется завершить в первом квартале 2016 года.
Нижегородская область начала резервирование земель под строительство ВСМ еще в середине прошлого года. По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в этой части потребуется особенно внимательная и активная работа региональных властей. По мнению аналитика, областному правительству не избежать конфликтов при освобождении земель от прав третьих лиц. В этом случае, по прогнозу эксперта, вероятнее всего, будет применяться та же процедура изъятия земель под госнужды, как было в случае со строительством инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи и стадионов к чемпионату мира по футболу в 2018 году.