Шелковый путь в будущее
На Туринском международном книжном салоне прошла презентация совместного проекта "Власти" и MIR Initiative
16 мая в рамках Туринского международного книжного салона состоялась презентация совместного проекта "Власти" и MIR Initiative "Метро региона МЕТР: Белая книга по будущему мобильности в регионе МЕТР", в которую вошли статьи, опубликованные в журнале в 2014-2015 годах. "Белая книга" послужила толчком к обсуждению темы нового железнодорожного "шелкового пути". Причем обсуждались конкретные инфраструктурные проекты, направленные на сближение в регионе, а мэр Турина Пьеро Фассино объявил о создании Форума городов нового "шелкового пути".
В начале 2014-го, когда проект "Коммуникации" запускался, казалось, что обсуждается далекое будущее. Но прошел всего год, и проект глобальной интеграции современных скоростных дорог стал приобретать зримые очертания.
В своих статьях европейские, китайские и российские авторы "Метро региона МЕТР" развивали идеи, которые легли в основу реализуемого проекта северного коридора нового железнодорожного "шелкового пути". Проект высокоскоростного транспортного коридора Москва--Пекин становится реальностью после подписания 8 мая в присутствии глав России и Китая меморандума о реализации пилотной российской части проекта — ВСМ Москва--Казань. Одновременно авторы "Белой книги" обсуждают следующую часть северного коридора — ВСМ Москва--Минск--Варшава--Берлин. Этот проект может привлечь финансирование не только со стороны непосредственно заинтересованных стран, но также Китая (в частности, через Фонд Шелкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) и ЕС (например, через Европейский инвестиционный банк).
Марио Вирано, генеральный директор компании TELT S.A.S., управляющей реализацией крупнейшего на сегодня в Европе проекта ВСМ Лион--Турин, представил ряд проектов, наиболее приоритетных для создания нового железнодорожного "шелкового пути". Помимо линии ВСМ Москва--Пекин и ее пилотного проекта Москва--Казань Вирано назвал также ВСМ Москва--Минск--Варшава--Берлин. Эта линия, которая в перспективе соединит города центральной Европы, одновременно создаст инструмент общественно-политического сближения между Россией и Европой. "Протяженность будущей линии — около 1800 км, из них 450 км пройдут по территории России, 560 км — по территории Белоруссии, 700 км — по территории Польши и 90 км — это немецкая территория. Причем время пути между Москвой и Берлином составит около пяти-шести часов. А из Минска можно будет прокатиться в Москву и Берлин несколько раз в течение одного дня",— заявил Вирано.
Значимость новых инфраструктурных проектов, направленных на сближение России и Европы отмечали многие "тяжеловесы", участвовавшие в презентации "Белой книги". В частности, бывший министр правительства Италии и лидер партии "Левые демократы", а ныне мэр Турина Пьеро Фассино говорил о важности такого рода проектов для нормализации отношений между Россией и ЕС. И он даже объявил о создании Форума городов нового железнодорожного "шелкового пути". Так, в представленной мэром Декларации принципов и целей было предложено "дать начало Форуму городов нового железнодорожного "шелкового пути", чтобы создать с низов политические и культурные условия для запуска в ближайшем будущем проектов, начиная с предложений, выдвинутых в "Белой книге" "Метро региона МЕТР", представленной на Салоне книги в Турине-2015". "Туринская декларация" была обсуждена с 20 мэрами европейских, турецких и российских городов, находящихся как на пути следования северного, так и южного коридора нового железнодорожного "шелкового пути". Причем мэр Турина высказал интерес к продолжению диалога по этой теме с российскими мэрами в рамках предстоящего Петербургского международного экономического форума, в рамках которого также состоится презентация "Белой книги" на русском языке.
Презентация "Белой книги" не случайно прошла в Турине. Дело в том, что именно с этого города началась интеграция Италии, а первый премьер-министр Италии князь Кавур еще за 15 лет до объединения страны предлагал проект развития железнодорожной сети как эффективный механизм ее интеграции. Туринский международный книжный салон не только является самым большим по количеству посетителей в Европе, но и представляет собой одну из наиболее видных интеллектуальных площадок. Говоря о проекте "Метро региона МЕТР", директор салона, известный итальянский писатель Эрнесто Ферреро говорил о высокоскоростном новом "шелковом пути", который позволит создать в Евразии новое "взаимопонимание". Такого же мнения придерживается и бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов, который в своем обращении по случаю презентации "Белой книги" определил новый железнодорожный "шелковый путь" как "инициативу, которая позволит объединить народы и регионы Европы и Азии".
Сложная текущая экономическая ситуация в регионе МЕТР, также как и в мировой экономике, в значительной степени, связана с перманентным кризисом мобильности. Никогда еще разница в системной мобильности внутри региона МЕТР не была настолько ощутима, как в наши дни. Именно из-за отсутствия системной мобильности весь этот регион постепенно опускается в зону социально-экономической и социально-политической турбулентности. В этом плане предложенные в Турине идеи интеграции на базе нового "шелкового пути" могут оказаться крайне востребованы сегодня, особенно в ситуации, когда старые платформы для диалога, в том числе и политического, перестают действовать.
Скорость движения идей, информации посредством средств современных телекоммуникаций оказывается сегодня намного выше, чем скорость движения капиталов, товаров и людей. При этом скорость движения товаров и людей не является постоянной не только в различных частях региона, но даже внутри отдельных стран. Перспективы региона во многом зависят от повышения мобильности, от того, какими будут в том числе обсуждаемые в рамках "Белой книги" транспортные коридоры и перевозчики будущего.
Кризисная напряженность во многих точках региона существенным образом зависит от неравномерности распределения транспортно-коммуникационной мобильности, а следовательно, и перспектив социальной стабильности, личного социального роста.
В долгосрочном плане кризисы и конфликты в регионе не могут быть решены с помощью войн, бомбардировок или ужесточающихся ограничительных мер. Их можно решить, только создавая новые условия для кардинального повышения уровня мобильности всех, а не некоторых. Сегодня именно транспортная и коммуникационная мобильность во многом определяет социальную мобильность и в конечном счете является наиболее зримым выражением свободы.
Выход на новый уровень мобильности — это не только выход на новый уровень жизни, но и оптимальное решение многих долгосрочных социальных проблем. И здесь наиболее показателен пример высокоскоростных железных дорог, которые за последние 30-40 лет существенно изменили жизнь в Европе и Азии. Миллионы людей перестали стремиться во чтобы то ни стало переселиться в крупные города. При наличии высокоскоростного железнодорожного движения менять место жительства из-за работы становится совсем необязательно. Например, в Италии жители региона Ломбардия могут спокойно ездить на высокоскоростных поездах в Милан или Турин, тратя на это не более полутора часов. Более того, у маленьких городов благодаря ВСМ появляется растущее конкурентное преимущество: заработки здесь растут из-за связанности с крупными центрами, а стоимость жизни все равно остается ниже, чем в мегаполисах. Соответственно, вполне нормальным становится жить там, где более комфортно, а работать — где больше платят.
Более того, благодаря ВСМ в некоторых странах Европы, Испании, Франции, наметилась противоположная тенденция. Люди стали переезжать в населенные пункты, находящиеся на расстоянии до полутора часов езды высокоскоростным поездом от крупных центров. Среди преимуществ жизни в провинции выделяют и хорошую экологию, и более низкие цены, причем в случае с недвижимостью разница может быть значительной. Соответственно, люди могут покупать или снимать за меньшие деньги более качественное жилье.
Как показывает европейский опыт, за счет привносимой ВСМ мобильности повышается и качество жизни в маленьких населенных пунктах, поскольку люди из крупных городов или работающие там нуждаются в более качественном сервисе. Появляется платежеспособный спрос, который, в свою очередь, дает толчок развитию сферы услуг, образования и медицины.
Повышение транспортной мобильности в регионе МЕТР закономерно влечет за собой повышение социальной динамики в самом широком смысле этого слова. В результате постепенно происходит более справедливое распределение социально-экономических возможностей и благ внутри региона. Соответственно, снижается уровень явной и подспудной конфликтности. Людям легче и комфортнее признавать в своих соседях не потенциальных конкурентов и врагов, а партнеров, с которыми стратегически выгодно обмениваться ценностями, идеями, информацией и товарами.