«Как Асгат скажет»
Рустама Минниханова заставили признаться в готовности идти на выборы
Врио президента Татарстана Рустам Минниханов вчера впервые общался с региональными журналистами в новом формате — в специально оборудованный для этого мероприятия зал казанского культурно-развлекательном комплекса «Пирамида» были приглашены 100 глав республиканских СМИ. Пришедшие ожидали услышать заявление господина Минниханова о намерении участвовать в выборах президента. Однако полуторачасовая встреча едва не закончилась без главной новости — лишь после того, как собкор «Интерфакса» попросту потребовала от него заявления о намерении выдвигаться, врио сказал: «Согласен».
Вчера около сотни руководителей региональных редакций, собкоры федеральных агентств и каналов были приглашены на встречу с врио президента Татарстана в культурно-развлекательный комплекс «Пирамида». В специально обставленном для этого мероприятия баннерами с надписями «Без булдарабыз!» (с татарского «Мы можем!») и «Без бергэ!» («Мы вместе!») зале журналисты полтора часа задавали вопросы главе республики. Рустам Минниханов признался, что инициатором выступил он сам — «собрал», чтобы «довести наши мысли до вас, а вы уже — до наших жителей».
Часть вопросов была согласована с ответственным за медиаполитику в республике агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» (пресс-конференцию вел глава агентства, ранее пресс-секретарь первого президента Минтимера Шаймиева Айрат Зарипов). Эти вопросы нередко предварялись пассажами о том, что «мы живем в пору стремительного роста». Такая «чрезвычайная деликатность» (так выразился коллега из газеты «Вечерняя Казань»), как показалось, навевала некоторую скуку на врио. «Если у кого-то есть менее деликатные вопросы, я готов на них ответить или сказать, что на этот вопрос не буду отвечать», — заметил он, так пояснив интерес к общению со СМИ: «Чем начальник круче и выше, чем больше его состояние формируется его окружением, но и свежий воздух всем нужен».
В ходе беседы выяснилось, что глава республики не считает «страшным» произошедшее за последние месяцы падение в экономике республики — ее валовой продукт и промпроизводство снизились менее чем на 1%. «Мы в этой ситуации справимся», — сказал господин Минниханов, отметив, что у республики есть возможность привлечь кредиты у Минфина РФ. Заверил, что «очень счастлив, что в республике есть такое несчастье» как углеводородное сырье, от которого у региона «никакой зависимости нет». Рассказал, что Татарстан в ближайшее время введет в эксплуатацию университет в Иннополисе, задача которого «стать серьезным ИТ-центром для всей нашей страны» и разрабатывать альтернативные западным программные продукты. Сообщил, что регион приступает к строительству «6-миллионника» — завода по переработке нефти мощностью 6 млн тонн в год, который позволит покрыть потребность местных производителей полимеров в сырье. Что завод «Аммоний» по производству сельхозудобрений в ближайшие «месяц-два запустим». Поделился, что во время посещения этого объекта, к строительству которого привлечена китайская компания, сделал вывод, что республика «недостаточно работает с китайскими компаниями». Пояснил, что «Татнефть» при его участии как председателя совета директоров создает авиакомпанию с целью «авиационной доступности» юго-востока Татарстана. Отметил, что строительство ВСМ Москва — Казань сделает страну «более компактной», а Казани добавит «очень серьезный конкурентный момент», и обещал поддерживать этот проект. Заявил, что для всех водопользователей, в частности, дачников, расположившихся по берегам рек и своими отходами загрязняющих воды, введут «правила», в соответствии с которыми им придется «либо съехать, либо выполнять какие-то мероприятия» (он пообещал, что эти правила будут для всех одинаковыми, а действия в этой области — публичными и открытыми). Также не исключил приватизации государственных СМИ в регионе — «готов продать, если кто-то захочет купить».
Также журналисты добились откровений врио на общечеловеческие темы. Он поделился, что завел лабрадора по кличке Султан — «это увлечение младшего сына». Сказал, что «не поддерживает» многоженства, против которого в первую очередь выступает его жена. Что список его книг для чтения главным образом формирует глава Сбербанка Герман Греф, издающий экономическую литературу. Что недавно поисковики отыскали под Москвой могилу его дяди, погибшего в Великую Отечественную войну. Признался, что испытывает чувство стыда за свои прежние решения, приведшие к изменению архитектурного облика Казани, и теперь озадачен идеей сохранения самобытности города.
Относительно места во власти Рустам Минниханов заметил, что «президент — величина переменная», но подчеркнул, что президент — «очень хорошая работа, привлекательная»: «Если мне не нравится, я могу ее закончить. Но мне эта работа нравится». При этом он дал понять, что Татарстан рассчитывает сохранить наименование «президент» для своего первого лица на весь новый президентский срок. «Сегодняшняя ситуация позволяет президенту Татарстана в этот период быть президентом», — сказал Рустам Минниханов и добавил: «Пять лет».
Однако заявления, за которым журналисты, собственно, и пришли на встречу — о намерении Рустама Минниханова пойти на новый срок, не прозвучало. Уже под занавес встречи собкор «Интерфакса» фактически потребовала заявить об этом. «Как Асгат скажет», — отшучивался Рустам Минниханов. И когда Асгат Сафаров, глава аппарата врио, одобрительно кивнул, Рустам Минниханов сказал: «Согласен». Одного этого слова было достаточно, чтобы медиасеть заполнилась сообщениями «Минниханов планирует принять участие в выборах президента республики осенью этого года».