Glencore отказалась от 3% в "Русснефти"
Чтобы не связываться с правкомиссией по иноинвестициям
Швейцарскому трейдеру Glencore, который должен был в рамках сделки с "Русснефтью" Михаила Гуцериева за счет долга "Русснефти" и долей в ее активах получить 49% компании, придется ограничиться 46% акций. В этом случае у ФАС нет формального повода требовать вынесения сделки на рассмотрение правительственной комиссии по иноинвестициям: такой же пакет у Glencore уже есть в подконтрольной "Русснефти" "Негуснефти", владеющей стратегическими месторождениями, и увеличения эффективной доли не происходит. Как будет компенсировано еще 3% акций, стороны не раскрывают.
Вчера ФАС России одобрила ходатайство компании Rambero, аффилированной с Glencore, на получение 46% в головной компании "Русснефти" Михаила Гуцериева. "Анализ товарного рынка сырой нефти показал, что "Русснефть" не имеет существенной доли на рынке,— заявило ведомство.— Таким образом, приобретение доли общества Glencore не может оказать существенного влияния на конкуренцию",— сообщил "Интерфаксу" глава управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.
Получить 49% в "Русснефти" Михаила Гуцериева швейцарский трейдер должен был в счет долга нефтекомпании в размере $900 млн и долей в ее дочерних структурах. Но для этого Glencore пришлось снизить размер пакета, который она собирается получить, на 3%. Как объяснили "Ъ" в ФАС, Glencore законно владела 46% "Негуснефти" (дочерняя компания "Русснефти"), которая владеет стратегическими месторождениями. По новой сделке эффективная доля Glencore в "Негуснефти" должна была увеличиться с 46% до 49%, и ФАС уведомила покупателя, что это потребует согласования с правительственной комиссией по иноинвестициям. Тогда Glencore реструктурировала сделку так, чтобы, выйдя из капитала дочерней компании, купить те же 46% в материнской. После этого ФАС сочла, что сделка не требует согласования по закону об иностранных инвестициях, поясняет глава управления контроля иноинвестиций ФАС Армен Ханян, поскольку доля при реструктуризации не увеличивается. В "Русснефти" и Glencore ситуацию не комментируют.
Источник "Ъ", близкий к переговорам, говорит, что Glencore пошла на снижение доли, чтобы ускорить согласование сделки, "она хотела избежать прохождения правкомиссии". Недавно проблемы с согласованием сделки с правительством возникли и у другого крупного иностранного инвестора. В феврале Schlumberger подала ходатайство в ФАС о приобретении долей российской нефтесервисной Eurasia Drilling, но для согласования сделки Schlumberger был выдвинут ряд условий, в том числе перепродажа активов российскому инвестору, если объединенная компания попадет под санкции. Сторонам пришлось переносить закрытие сделки и надо получить новое разрешение, но дата заседания правкомиссии еще не назначена.
Согласованию подлежат сделки, которые влекут за собой установление контроля, говорит партнер юридической компании "Инфралекс" Артур Рохлин. "ФАС по-разному применяет эту норму, но, даже исходя из консервативного подхода, при приобретении 46% в "Русснефти" изменения доли в стратегическом активе не происходит, и согласования не требуется",— соглашается он.