"Автопроизводители пока не верят в коммерческий успех электрокаров в России"

Мэрия предложила налоговые льготы для автовладельцев

Владельцев электромобилей могут освободить от уплаты транспортного налога. Об этом заявил глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. По его словам, московские власти также готовы разрешить таким машинам проезд по выделенным полосам. Правда, эти преференции заработают только тогда, когда количество электрокаров в городе увеличится. Подробнее — в репортаже Альбины Хазеевой.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Единственный сертифицированный электромобиль, который находится в открытой продаже в России, — Mitsubishi i-MiEV. Он поставляется в страну почти пять лет. За это время дилеры реализовали около 250 машин — примерно по 50 в год. Другие электромобили либо являются "серым импортом", либо прошли сертификацию, но так и не поступили в продажу. Автопроизводители пока не верят в коммерческий успех этой ниши в России. Главная причина — отсутствие необходимой инфраструктуры: сейчас в Москве есть лишь около 45 станций для подзарядки. Толчком к развитию рынка не стала даже отмена 19-процентной пошлины на ввоз электромобилей, которая начала действовать с 1 февраля прошлого года. Об этом "Коммерсантъ FM" заявил руководитель отдела по развитию проекта электромобилей "MMC Рус" Алексей Винер.

"Мы были инициаторами отмены ввозной пошлины именно на электромобили и рассчитывали, что другие автопроизводители также во всю эту историю пойдут и активно начнут развивать электромобили. Пока все спорят, что должно быть первично: автопроизводители говорят, что в этом сейчас нет никакой коммерческой составляющей, и необходимо, чтобы была налажена инфраструктура, были реализованы льготы, а в то же самое время люди, готовые развивать эту инфраструктуру, говорят: "Электромобилей нет, как мы можем просчитать свою экономику, когда мы вернем свои инвестиции?" — рассказал Винер.

Как заявили в московской мэрии, до конца этого года на столичных парковках установят 150 колонок для подзарядки электромобилей. В дальнейшем их число должно вырасти до 250. Владельцы таких машин вправе не оплачивать парковку в центре города. Таможенная льгота будет действовать до конца этого года. В компании "ММС Рус", которая инициировала отмену пошлин, сейчас обсуждают, стоит ли заниматься этой работой снова.

Преференции для владельцев электромобилей существуют во многих странах. Речь идет о выдаче льготных кредитов, предоставлении субсидий на покупку, отмене транспортных и регистрационных сборов. В Норвегии собственники могут даже бесплатно перевозить свои машины на пароме. Без введения таких послаблений электрокары в России покупать не будут, уверен вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев.

"Странная логика у московских властей. Они говорят: "Вот когда это все разовьется, тогда мы дадим льготы". А это не разовьется без поддержки. Нужно простимулировать тем или иным образом, в противном случае мы только будем мечтать об электрокарах", — заявил Мосеев.

Серьезным препятствием для покупки электромобиля остается высокая цена, хотя после отмены ввозной пошлины Mitsubishi i-MiEV и подешевел на 800 тыс. руб. (сейчас он стоит 999 тыс.). Потенциальных владельцев также отпугивает небольшой пробег после полной подзарядки — в городских условиях машина проедет около 130 км. При этом найти работающую станцию в Москве пока сложно, сообщил независимый автоэксперт Ефим Зарудский.

"Я пытался заряжать машину в городе, приезжал на какие-то непонятные заправки. Да, она есть — стоит зачехленная, недоступная, ты просто едешь дальше, уже в панике, в поисках новой зарядки. Мы сейчас обсуждаем зарядки, которые называются "Экспресс" — минут за 15 ты можешь там восстановить 20-40% зарядки своего аккумулятора, этого достаточно, чтобы дальше куда-то ехать и приехать на место стоянки, ночной или дневной, где можно ее подсоединить, и она тебе восполнит свой заряд. Соответственно, у нас большая часть не имеет гаражей, хранит автомобили на улицах, и опять же непонятно, как такие машины заряжать", — рассказал Зарудский "Коммерсантъ FM".

Даже производители электромобилей признают: в России такие машины могут использоваться либо в мегаполисах, либо, скажем, на территории крупных заводов. Большую свободу дают машины с гибридными двигателями. Во многих странах на них распространяются те же льготы, что и на электрокары. Для этого модель должна соответствовать определенным экологическим нормам. В России таких льгот нет пока даже в планах.

Вся лента