Сатурновые веяния
Александр Репин присматривался к дилерствам и салонам «Экс Авто»
Как выяснил „Ъ“, на часть автосалонов и дилерских соглашений ушедшего с пермского рынка холдинга «Экс Авто» претендует автохолдинг «Сатурн-Р». Сейчас он договаривается с производителями и собирается вступить в переговоры с кредиторами «Экс Авто». При этом конкуренцию ему составляют дилеры, ранее в Перми продававшие марки ушедшего из России General Motors.
20 мая Арбитражный суд Пермского края ввел на четыре месяца процедуру внешнего наблюдения в отношении ООО «Экс Авто», головной компании одноименного автохолдинга. Иск о банкротстве подало ЗАО «Сталепромышленная компания», которому дилер задолжал чуть более 1 млн руб. В дальнейшем этот долг был переуступлен ИП Вячеславу Новикову, директору пермских ООО «Промтэк» и ООО «Комфорт-Люкс».
Представитель автохолдинга напомнил суду, что на предыдущем заседании заявлял ходатайство о досудебном решении спора, «но, к сожалению, долг погашен не был». Поэтому он не стал возражать по поводу введения наблюдения. Наблюдающим был выбран член СРО «Северная столица» Аркадий Попов. Он также занимается в Перми конкурсным производством ООО «Завод безалкогольных напитков „Росинка“».
Введение наблюдения, судя по всему, устраивает и основных кредиторов «Экс Авто» — банки. По данным „Ъ“, среди них четыре организации, из тех, кто публично предъявил иски, — «УралСиб» (378 млн руб.) и ВТБ (109 млн руб.). Согласно сведениям бухгалтерского баланса «Экс Авто», размещенного в СПАРК-Интерфакс, на конец 2013 года размер кредитной нагрузки компании составлял 1,061 млрд руб. Вчера собеседник в «УралСибе» заявил „Ъ“, что «есть перспектива полного погашения долга».
До кризиса «Экс Авто» (единственный собственник — гендиректор Алексей Ярушин) считался крупнейшим и наиболее динамично развивающимся автохолдингом Перми. После кризиса 2008 года компания активно скупала автосалоны обанкротившихся коллег и заключала новые дилерские соглашения. В Камской долине «Экс Авто» построила целую «автомобильную деревню» из нескольких автосалонов. На конец 2014 года в портфеле компании было 12 брендов: Kia, Skoda, Volkswagen, Mitsubishi, Ford, Lada, Uaz, Fiat, Nissan, SsangYong, Peugeot и Datsun. Только по продажам продукции АвтоВАЗа на начало 2014 года дилер занимал долю на пермском рынке 37–38%: из 600–800 машин Lada, продававшихся в Пермском крае в месяц, на его долю приходилось 200–300. Выручка «Экс Авто» в 2013 году составила почти 3 млрд руб., чистая прибыль около 100 млн руб.
О проблемах компании стало известно в январе, когда она выставила на продажу сразу семь своих зданий на общую сумму почти 0,6 млрд руб. Средства понадобились, чтобы расплатиться по кредитам автохолдинга. В течение зимы-весны «Экс Авто» отказался практически от всех своих дилерских соглашений, включая договор с «АвтоВАЗом». Сейчас, по данным участников рынка, холдинг реализует лишь автомобили Uaz в одном из салонов в Камской долине, здесь же идет распродажа складских остатков Kia.
Уход «Экс Авто» одни участники рынка считают ожидаемым, другие удивились. «Сами виноваты! Широко шагать — штаны порвать», — считает гендиректор и совладелец «Дав-Авто» Дмитрий Башаров. «Для меня это стало неожиданностью: динамично развивающаяся компания, столько интересных брендов, и тут падение», — говорит директор «Автопрестижа» Кирилл Мачильский. В числе причин краха холдинга он называет падение рынка, с начала года в Прикамье он сократился, по данным «Автостата», на 47%.
Гендиректор «УралАвтоИмпорта» Сергей Шаклеин сообщил „Ъ“, что его холдинг не почувствовал дополнительного притока клиентов после ухода «Экс Авто»: «У нас были ожидания, что будет больше клиентов, но на фоне общего спада этого не произошло».
Как выяснил „Ъ“, за дилерские соглашения, от которых отказался «Экс Авто», разгорелась борьба. По данным „Ъ“, на некоторые бренды нацелились дилеры, которые продавали в Перми продукцию концерна GM (Chevrolet, Opel), но после ухода американцев из России вынужденные сворачивать продажи этих марок, — «Экскурс», «Автопрестиж», «Дав-Авто». Господа Башаров и Мачильский подтвердили „Ъ“ эти сведения, но отказались сообщать, на какие марки они претендуют. Гендиректор «Экскурса» Андрей Чертков оставил вопрос „Ъ“ без комментария. Также на продажи АвтоВАЗа претендуют дилер «Брайт Парк», подтвердил „Ъ“ директор компании Олег Долженков. Также в компании видят перспективу в продажах в кризис бюджетных авто от Datsun.
Однако наиболее широкие планы на «наследство» «Экс Авто» имеет холдинг Александра Репина «Сатурн-Р» (Renault, Audi, Subaru, Suzuki). «Сатурн-Р» уже сделал предложения части автопроизводителей, с которыми сотрудничал «Экс Авто», он готов арендовать салоны господина Ярушина и договориться с кредиторами об их выкупе. «Сатурн-Р», как сообщил „Ъ“ источник в «УралСибе», интересуют не все марки, а лишь некоторые. По данным „Ъ“, среди них Lada, Skoda, Volkswagen, Nissan и Datsun. Как пояснил „Ъ“ господин Репин, дилерство Mitsubishi вызвало бы недовольство у Subaru и Suzuki, Peugeot — у Renault. В то же время, холдинг интересуют все бренды международного альянса Renault-Nissan. А Volkswagen входит в одну группу с Audi. «Нас эти производители достаточно хорошо знают, есть высокие шансы поддержать эти бренды», — сказал „Ъ“ владелец «Сатурна». Он также рассказал „Ъ“, что «Сатурн» собирался полностью приобретать «Экс Авто», делал оценку активов компании. «Господин Ярушин — далеко не банкрот», — утверждает господин Репин. По его словам, компания гарантировала производителям обеспечение салонами. «Может взять в аренду салоны „Экс Авто“, договорились с Ярушиным о конкретной цене. Да, есть претензии кредиторов, но мы их решим!» — заявляет бизнесмен.
Если это не получится, то у холдинга достаточно земли, где можно построить новые автосалоны — на ш. Космонавтов, в Камской долине. Также господин Репин не исключил, что под автосалоны холдинг может использовать часть земельного участка под бывшим заводом «Арсенал» на ул. Героев Хасана, где «Сатурн» собирается строить микрорайон.