"Окончание проекта "Новороссия" — это куда более явный шаг к урегулированию кризиса"
Олег Царев объявил об остановке проекта "Новороссия". Об этом он рассказал газете "Московский комсомолец". По его словам, это связано с тем, что в минских соглашениях существование Новороссии не предусмотрено. Остановка проекта — настоящая сенсация и шаг к миру, считает журналист Виктор Лошак.
Царев, конечно, оставил себе маленькую лазейку: да, создание Новороссии противоречит минским соглашениям и ее парламент прекращает законодательную работу по согласованию с лидерами ДНР и ЛНР, но общественную работу депутаты вести не прекратят. Надо понимать так, что останутся в своих кабинетах в здании Донецкой областной администрации. Правда, долго ли они там просидят, тоже неизвестно, министр иностранных дел ДНР Кофман высказался довольно однозначно: "Проект "Новороссия" закрыт до тех пор, пока во всех этих регионах не вырастет новая политическая элита, способная возглавить движение. Ну, не имеем мы права навязывать Запорожью, Харькову, Одессе свое мнение". А ведь еще год назад, когда подписывалось соглашение о создании Новороссии, существовала романтическая надежда, что к Донецку и Луганску вот-вот присоединятся и Одесса, и Николаев, и Запорожье с Днепропетровском, Харьков, Херсон…
Окончание проекта "Новороссия" конечно же говорит о более трезвом взгляде на всю ситуацию на востоке Украины. Все действительно начиналось как поддержанная Россией народная волна в русскоговорящих областях, а заканчивается тем, что разрушения, смерть, беженцы стали главными аргументами за сохранение статус-кво, куда более сильными, чем пассионарность и сохранение языка.
Все вроде бы начиналось с народной революции на Донбассе, а заканчивается тем, что на Украине все чаще звучат голоса за то, чтобы отделить Донбасс по сегодняшней границе и отказаться от решения его человеческих и экономических проблем. Впрочем, по факту украинская власть от людей, живущих в зоне войны, и так отказалась. Замечу, отказалась еще тогда, когда на одной чаше политических весов была федерализация, на другой — война. Результат того выбора сегодня очевиден всем.
Трудно сказать, на что рассчитывала на первом этапе событий Россия, кроме естественного человеческого желания помочь близким ей людям. Коррелировался ли с Москвой план "Новороссии"? Считал ли кто-то шаги и расходы? Один известный экономист подсчитал, что случись необходимость ввода российских войск на восток Украины, это стоило бы порядка $50-60 млрд в год. Для сегодняшней России сумма невозможная. Впрочем, невозможным выглядит и тот результат, к которому пришли сейчас: славяне убивают славян, потерян союзник, рынок, кооперация…
Вдобавок последние события говорят о том, что политическое управление войной в любой момент может быть утеряно. С одной стороны, так и не пристроенные под чье-то реальное управление радикалы на украинской стороне; с другой, подчас неуправляемые командиры на стороне ДНР и ЛНР. Об этом довольно ярко говорит свежая ситуация, когда по инициативе одного из лидеров ДНР Дениса Пушилина украинские ремонтники прибыли на канал Северский Донец — Донбасс для ремонта и обеспечения водой Донецка, но были встречены ураганным огнем армией ДНР…
Окончание проекта "Новороссия" — это уже не только слова, это куда более явный шаг к урегулированию кризиса. Это и пусть запоздалый ответ критикам, доказывавшим, что Кремлю война и нестабильность на Украине нужны, чтобы поднимать постоянно градус патриотизма и сплочения вокруг власти, отвлекать от все более явных экономических проблем. При этом всем очевидно, что перенести в Донбассе мир с политического на человеческий уровень будет еще очень сложно.