"В Москве взять напрокат яхту проще, чем велосипед"

В рамках программы "Большой автопилот" автообозреватель "Коммерсантъ FM" Алексей Слащев побеседовал с генеральным директором Porsche Russland Томасом Штерцелем, президентом компании Mazda Йоргом Шрайбергом, пиар-директором Ассоциации парусного спорта России Алексеем Жировым, президентом Всероссийской ассоциации парусного спорта Владимиром Силкиным и руководителем департамента продаж автомобилей с пробегом Давидом Павловым.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

"В ComTrade вы можете даже поменять квартиру на автомобиль"

"Если в стране нет яхт-клубов, яхтсмену просто негде жить"

А.С.: Я приглашаю вас на водные просторы, в российские акватории, потому что сейчас в ближайшие 15 минут пойдет речь про стихию воды, паруса, свободы. На прошлой неделе, буквально неделю назад, в субботу в экстремальных условиях открылся сезон — я вас с этим и поздравляю!

А.Ж.: Спасибо, Леша!

А.С.: Под большими ветрами, наверное, вы все его отмечали.

А.Ж.: Холодно было.

А.С.: Сегодня погода у нас значительно теплее, хотя обещают грозы какие-то, ветер, но прямо отсюда вы все-таки попадете в свою стихию все равно. Там было одно событие в прошлые выходные, о которых я хотел бы сегодня поговорить: был открыт сезон Национальной парусной лиги. Давайте об этом поговорим, что это такое?

В.С.: Да, действительно в прошлые выходные совершенно в экстремальных условиях открылась Лига, это был первый этап, он совпал с открытием парусного сезона в России. Первый этап проходил в таком знаменитом месте, на Водном стадионе, если вспомнить историю, то соревнования там проходили в 1920-е, в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы. Водный стадион Москвы — совершенно потрясающее место: с трибунами, с возможностью посмотреть на любые экстремальные соревнования, поэтому потрясающее место и потрясающее соревнование, которое мы видели в прошлые выходные.

А.С.: Мне как журналисту удалось туда прорваться. А как обычным людям туда можно прийти и начать жить парусной лигой, наверное, так можно сказать, что это, с чем его едят? Просто люди на парусах выходят на своих лодках?

В.С.: В прошлые выходные любой человек мог приехать на Водный стадион, пройти, посмотреть и зайти в святая святых, фактически в место, где собирались все их смены, где Алексей Жиров комментировал очень горячо в течение двух суток эти соревнования. Можно было на расстоянии 20 м увидеть экстремальные повороты лодок, желающие попробовали сесть в лодку до соревнований. Там были и детские лодки, родители могли прийти с детьми и опытные тренера бы посадили в лодку ребенка, и они бы в первый раз отшвартовались бы от берега и попробовали, как это круто, вообще!

А.С.: Владимир Николаевич, Москва — это, конечно, порт семи морей, но как вы считаете, насколько актуально в Москве занятие парусным спортом?

В.С.: Катя Скудина, наша самая знаменитая яхтсменка, многократная чемпионка мира и Европы, на Водном стадионе открыла новый формат, и три года назад по средам после работы, в 19 часов любой желающий мог приехать, записаться и попробовать себя, что такое парусный спорт, даже если он никогда в жизни не сидел в лодке. Так я могу сказать: за два прошедших года, Катя мне это рассказывала, лист ожидания на среду, вторник, уже пятница, три-четыре дня в неделю, когда уже сформировались команды, люди уже познакомились друг с другом, приезжают после пыльного офиса, после пробок в 19 ч. и до 22-23 ч. гоняются. Сложились уже потрясающие коллективы, поэтому любой желающий может приехать на Водном стадионе именно, познакомиться. У нас есть и "Пирогово", у нас есть "Галс", у нас есть "Водник", но самое простое, легкое, в Сочи в "Гранд Марине" мы фактически формируем школу. Можно приехать, любой желающий может попробовать себя в парусном спорте.

А.С.: А насколько это дорого, насколько это массовый может быть спорт?

В.С.: Это не очень дорого, 3 тыс. руб. стоит.

А.Ж.: 3 тыс. руб. с человека, грубо говоря, на день взять лодку, там три-четыре гонки.

А.С.: А где это так взять за 3 тыс. руб. можно в Московской регионе?

А.Ж.: Без проблем, в Москве — проще, чем велосипед. Куча клубов, предоставляющих такие услуги.

А.С.: Как это можно сделать?

А.Ж.: Без проблем, приезжаете в любой яхт-клуб, к той же Кате по вечерам, пожалуйста, экипаж приезжает, скидываться по 2,5-3 тыс. руб. и гоняется три-четыре гонки вечером.

А.С.: А формируется экипаж прямо там, внутри?

А.Ж.: Прямо там, внутри, кто-то собирает уже свои команды.

В.С.: Я одну вещь добавлю еще. Где-то в июне-месяце точно совершенно, в первых числах июня, на сайте Федерации fps.ru или rusuf.ru мы запускаем новый сервис, который называется "где погоняться". Там есть уже логотипчик.

А.Ж.: И ты можешь зайти на сайте, мало того, посмотреть, где ты живешь и сказать: "Я хочу погоняться в Москве, Саратове, либо за рубежом", найти соревнования, и новый будет сервис: ты можешь записаться на эти соревнования в электроном виде и потом приехать и попробовать себя. В России это не дороже, точно абсолютно, в том же Сочи будет примерно такой же московский ценник. Человек приходит, отдает там 2-3 тыс. руб., и пожалуйста, участвуй в регате.

А.С.: Примерно три года назад я стал участником подобной регаты, мне даже вручили золотую медаль за первое место, но я подумал, что это проводит Land Rover, поэтому это, наверное, очень дорого. А это, оказывается, 3 тыс. руб. — с экипажа или с человека?

А.Ж.: С человека в экипаже, экипаж четыре-пять человек, от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. за лодку, которая участвует в регате.

А.С.: В день или в час?

А.Ж.: В день.

В.С.: Но там шкипер опытный.

А.Ж.: Шкипер вместе с лодкой идет, лодка стоит где-то 10-15 тыс. руб. в день регаты с опытным шкипером. Вы можете прийти, ничего не знать, сесть на лодку, он вас обучит.

А.С.: Это получается такой хороший новый летний стимул для объединения людей, командный стимул.

А.Ж.: Я тебе, Леша, больше скажу: сейчас в Сочи у нас появляется уникальная возможность, потому что мы будем проводить регаты "парусный спорт плюс горные лыжи". Ты можешь один день гоняться на горных лыжах, проходить дистанцию, а второй день гоняться на парусной лодке, пожалуйста. Уникальное место на самом деле, без проблем такие регаты абсолютно спокойно можно проводить от горнолыжного курорта 30 мин. до современнейшего яхт-клуба.

В.С.: Но пока еще нет зимы.

А.Ж.: Мы про лето.

В.С.: Поэтому можно совершенно спокойно, что мы, Федерация всероссийская парусного спорта и Burevestnik Group Бойко, мы фактически управляем "Гранд Мариной" сочинской, и мы там начинаем раскручивать очень такую мощную историю парусную.

А.Ж.: И моторную тоже, Бойко раскручивает моторную, мы раскручиваем парусную. Леша, но я бы хотел все-таки вернуться.

А.С.: Подождите секундочку, я знаю, сейчас мы вернемся.

А.Ж.: Просто там очень интересная история.

А.С.: Да, да, да, подождите секундочку, вот это очень важный вопрос: то есть вы хотите сказать, что сейчас ассоциация всероссийская дошла до такого уровня, что в Россию вернулся парус? Потому что он закончил свое существование примерно в начале девяностых годов, все, парус исчез.

В.С.: Я вам могу сказать, что у нас в последние два года одна проблема: мы не попадаем в календарь, у нас такое количество соревнований, что мы просто не можем воткнуться, то есть все выходные фактически с мая-месяца по октябрь забиты любого рода соревнованиями. Поэтому мы сейчас ищем возможность, где воткнуться, чтобы еще одно соревнование провести.

А.С.: А где вы столько лодок взяли сразу, ни с того, ни с сего, чтобы прямо такой массовый вид спорта был?

В.С.: Это надо поехать, например, на водохранилище Клязьминское и Пестовское, я постоянно ездил, я это видел, еще семь лет назад эти большие чушки плавали.

А.Ж.: Старые польские.

В.С.: Моторные лодки. То сейчас фактически моторных лодок нет, если посмотрите в субботу-воскресенье: вся акватория забита парусами.

А.Ж.: Сейчас можно в субботу-воскресенье выехать на Дмитровский мост, и вы просто не увидите свободного места: все будет забито парусными лодками.

А.С.: Пожалуйста, а нужно же где-то получить удостоверение яхтсмена?

А.Ж.: Всероссийская федерация парусного спорта, заходите на сайт.

В.С.: На сайт, там есть школы сертифицированные, где вы можете записаться.

А.С.: Дорого?

А.Ж.: Относительно недорого, если это совсем нулевой уровень, это в районе 15 тыс. руб. обучение стоит. Если мы говорим про брать лодку в чартер за границей, то это где-то 70 тыс., но это с выездом за рубеж и с недельной практикой. За теорию и за практику в районе 70 тыс.

А.С.: А чтобы поучаствовать на лодках на "Водниках", там не нужны документы?

В.С.: Любительские гонки, которые устраивает у нас Катя Скудина на Водном стадионе, которые устраивают у нас "Галсе" ребята, которые в "Пирогово" устраивают, которые Сенаторов Василий устраивает в Сочи, там дается опытный шкипер, и ты безо всяких прав можешь прийти, если тебе понравится. Ты тогда идешь в школу, выбираешь любую, проходишь курс обучения, получаешь какие-то первые корочки, чтобы ты мог сам взять в чартер лодку и пойти либо в Питере, либо в Греции, либо в Хорватии.

А.С.: Легко вам говорить, конечно.

А.Ж.: Что за примером далеко ходить, я так элегантно возвращаюсь опять к теме нашего разговора: например, новички, абсолютные новички, которые, я видел, как они в прошлом году начинали гоняться у Кати Скудиной, команда PROyachting, так она называется, как Катина школа, PROyachting "Сколково" — они заняли в лиге третье место, они гонялись с чемпионами мира. Лига — проект созданный для популяризации парусного спорта. То есть мы сделали все, чтобы парусные гонки втиснуть в телевизионный формат.

А.С.: Это же очень дорого.

А.Ж.: Это короткие гонки.

А.С.: Это не удается даже Volvo Ocean Race.

А.Ж.: Вот, рассказываю: короткие гонки, очень короткие, рядом, практически рядом с берегом, все абсолютно видно. Это профессиональные комментаторы, мы комментировали с Катей Скудиной, очень интересно было самим даже этот опыт на себя наложить, надеть и так далее.

А.С.: Драйв такой.

А.Ж.: Это очень много визуальных эффектов. Мы ставим на лодки, на буи специальные чипы, которые в 3D-модели можно на экраны выводить, и показывают, как эти лодки идут, далеко ли они друг от друга находятся. Масса такой аналитической информации, которая для зрителей прямо в онлайне показывается на экранах. Конечно, мы договорились о трансляции этих гонок с ВГТРК, с "Россией", с телеканалом "Спорт", "Спорт HD" будут ее показывать, на сайте ВФПС, кому интересно, следите за новостями, мы обязательно сообщим время трансляции.

А.С.: То есть даже не нужно теперь приезжать?

В.С.: С сегодняшнего дня вы можете посмотреть в прямом эфире фактически эти два дня гонок.

А.Ж.: А, да, выложили на нашем сайте прямо обрезанные вот эти трансляции, то есть можно их прямо в лайфе, посмотреть, зайти на vfps и посмотреть, как у нас это получилось. Понятно, что это пробный шар, но получилось уже прикольно, то есть реально все понятно.

А.С.: Вам, конечно, повезло с ветром, потому что ветра бы не было бы…

А.Ж.: Ветром, да, под 30 узлов порывы, на второй день дождь с где-то 18-20 узлов стабильным ветром, то есть это бручинги, перевороты лодок, это выпадение членов экипажа за борт. То есть такое творилось, вода кипела просто от напряжения, и смотреть на это было такое удовольствие на самом деле. И еще одна важная характеристика: первый раз показывали, и уже было в районе 5 тыс., там колебалось, 5-7 тыс. зрителей в YouTube мы в прямом эфире показывали. То есть реально со всей страны звонили потом, и Владимиру Николаевичу звонил Ермаков, наш президент Приморской федерации болел.

В.С.: Ермаков Миша позвонил, говорит: "Я до 5 ч. утра смотрел прямую трансляцию", потому что понятно, во Владивостоке плюс 7 ч., не отрываясь, тем более что его команда заняла 2 место.

А.Ж.: И вторая очень важная часть этого проекта — это, конечно, развитие яхт-клубов. потому что человек. яхтсмен живет в яхт-клубе, если нет в стране яхт-клубов — ну, негде ему жить просто. То есть, грубо говоря, без нормальной инфраструктуры, без нормальных, правильных, квалифицированных кадров, которые будут работать в этом яхт-клубе, не будет ничего. То есть нам важно, чтобы в нашей стране появлялись классные, обалденные яхт-клубы.

В.С.: Я могу сказать, что по Лиге, конечно, мы здесь не придумывали велосипед, но фактически Лига — это повторение Футбольной лиги, то есть это соревнования клубов. И мы взяли формат, который уже 2 года работает в Германии, они начинали с 18 клубов — у них сейчас 76 клубов. Мало того, в прошлом году мы вместе с датской, шведской и австрийской, и германской, и французской федерациями фактически запустили с этого года проект "Лига чемпионов", то есть два лучших клуба страны, России и Америки в том числе, в этом году будут проводить суперфинал, он будет на Сардинии в сентябре-месяце, поэтому это настоящий чемпионат. И у нас, мы взяли лучшие клубы — это Владивосток, это Самара, это Саратов, это Сочи, это Питер, это Тверь, то есть это практически география всей страны.

А.С.: А когда подобные мероприятия в ближайшее время можно посмотреть еще раз на "Водниках", или нет, все уже?

В.С.: У нас сама Лига проходит, в июне будет в Питере, в июле будет в Конаково, в Тверской области, в сентябре суперфинал будет в Сочи. Со следующего года, скорее всего, география расширится там будет и Владивосток, и начнем мы, наверное, в апреле в Сочи, и суперфинал будет в октябре в Сочи, а так добавится еще Владивосток и, может быть, Калининград.

А.С.: Ну, что ж, спасибо большое, я желаю удачи вашей Лиге.

А.Ж.: Спасибо!

А.С.: Спасибо вам большое за ваше время! Любите парус!

"К осени мы должны пройти пик спада продаж"

Вся лента