Предприимчивость в сфере статьи "Мошенничество"
Депутаты придумали, как сохранить ст. 159.4 УК РФ, которую оспорил Конституционный суд
Госдума одобрила поправки, которые позволят сохранить в Уголовном кодексе (УК) специальную статью о мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности. Депутаты ужесточили наказание по этой статье, чтобы тяжесть преступления была соразмерна тяжести обычного мошенничества. Инициатива должна быть принята до 11 июня. Иначе, согласно постановлению Конституционного суда (КС), статья о "предпринимательском" мошенничестве прекратит действовать.
Госдума голосами 238 депутатов одобрила в первом чтении поправки к УК, уточняющие ст. 159 ("Мошенничество") и ст. 159.4 ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности"). Они были внесены главой думского комитета по уголовному законодательству Павлом Крашенинниковым и рядом других единороссов 15 мая.
Соавтор проекта Рафаэль Марданшин сообщил, что "поправки надо принять до 11 июня", иначе ст. 159.4 прекратит действовать в соответствии с постановлением КС. 11 декабря 2014 года КС потребовал в течение полугода ужесточить уголовную ответственность по ст. 159.4 УК: он указал, что нынешнее наказание за предпринимательское мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 159.4 УК — до пяти лет лишения свободы) является преступлением средней тяжести, в то время как просто мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК — до десяти лет лишения свободы) считается тяжким преступлением. Если несоразмерность наказания не будет устранена, КС предписал считать ст. 159.4 УК недействующей.
МВД предлагало убрать ст. 159.4 из УК. Президент бизнес-объединения "Опора России" Александр Калинин на заседании Госсовета по проблемам малого и среднего бизнеса, напротив, просил Владимира Путина снизить размер ответственности за все виды мошенничества, сравняв с санкциями по предпринимательской ст. 159.4 УК (см. "Ъ" от 8 апреля).
Единороссы в итоге предложили поднять максимальную санкцию по ней с пяти до шести лет, переведя это преступление в категорию тяжких. Депутаты хотят скорректировать и наказание за мошенничество в крупном размере (ч. 3 ст. 159), снизив максимальное лишение свободы за него с шести до пяти лет и переведя его в категорию преступлений средней тяжести. Правовое управление Госдумы указало на то, что такая поправка не уравнивает тяжесть этого преступления с тяжестью аналогичного "предпринимательского" мошенничества (ч. 2 ст. 159.4 УК — до трех лет лишения свободы), которое относится к преступлениям небольшой тяжести. Рафаэль Марданшин заявил "Ъ", что проект в этой части может быть доработан.
У правового управления есть замечание к новой формулировке "Мошенничества в сфере предпринимательской деятельности", к которому относится неисполнение договорных обязательств с нанесением ущерба индивидуальному предпринимателю, организации или государству, но не физическому лицу. По словам авторов поправок, они исходили из того, что ст. 159.4 в случае обмана гражданина вообще не должна применяться — в таком случае должна использоваться базовая и более жесткая ст. 159 УК.
По статистике Верховного суда РФ, из 150 тыс. уголовных дел, которые в 2014 году были заведены по экономическим статьям, 120 тыс. расследуются по ст. 159 УК РФ и ст. 159.1-159.6 УК РФ. При этом только 4% из этих дел возбуждены по заявлению потерпевшей стороны, 96% — по инициативе сотрудников правоохранительных органов.