Русское в малых формах
Андрей Плахов о претендентах на главную награду Каннского кинофестиваля
Сегодня вечером будут вручены официальные награды Каннского фестиваля. Неофициальные и призы в параллельных программах уже объявлены. Один из них достался российским кинематографистам — режиссеру фильма «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой. Из Канна — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
В последние дни список кандидатов на Золотую пальмовую ветвь пополнился, хотя реальных шансов у них не так много, как у главных фаворитов — «Кэрол», «Молодости», возможно, у «Лобстера», возможно, у «Нашей маленькой сестрички» или «Моей матери». Есть еще один тяжеловес — «Сын Саула» Ласло Немеша. Его уже наградили призом ФИПРЕССИ — международной кинопрессы: пройти мимо этой экстраординарной картины об Освенциме, одинаково радикальной формально и содержательно, просто невозможно.
Шансы других качественных фильмов на призы пониже. Нельзя сбрасывать со счетов и триллер Дени Вильнева «Сикарио» о борьбе американских спецслужб с мексиканскими наркокартелями и тайваньского «Убийцу» Хоу Сяосяня с ослепительными сценами боевых поединков и придворных ритуалов (дело происходит в IX веке), с пейзажами неземной красоты. Завершил конкурсную программу «Макбет» австралийца Джастина Курзеля с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр в главных ролях. Одна часть прессы освистала эту поэму крови на аутентичных пустошах Шотландии, другая превознесла, а во мне борются противоречивые чувства по отношению ко всем этим фильмам. Сняты они виртуозно, но формальное торжество визуальности затмевает то, ради чего эти ленты делались. Могут ли они поразить возглавляющих жюри братьев Коэн — эстетов и формалистов новейшего Голливуда? Или тоже входящего в жюри гения рукотворных спецэффектов Гильермо дель Торо? Ответы на эти вопросы мы узнаем уже очень скоро.
Если же отвлечься от чтения в чужих душах и подвести предварительные итоги фестиваля согласно собственному разумению, можно сказать, что его конкурс то поднимался до серьезных высот, то опускался ниже плинтуса. Трудно не разделить общее раздражение непомерной экспансией французского кино, похоже, становящегося жертвой феминизации. А последняя из показанных в конкурсе французских картин — «Долина любви» Гийома Никлу — заставила говорить еще об одной нависшей опасности — геронтофилии. Ее словно символизировал дуэт Жерара Депардье и Изабель Юппер, некогда искрившихся молодой энергией в «Лулу» Мориса Пиала, а ныне пытающихся играть на стариковских сентиментальных чувствах. Проблема еще и в том, что лучший французский фильм «Мои золотые дни» Арно Деплешена и лучший франкоязычный — «Новейший завет» Жако ван Дормеля — в конкурс не попали, осев в «Двухнедельнике режиссеров». Так что дело не только в патриотизме каннских кураторов, а в том, что их патриотизм, так сказать, выборочный и не всегда совпадает с художественными критериями.
Если перевести стрелку с французского на российское участие, оно в этом сравнении выглядит просто мизерным. Но нам не до жиру, поэтому на российском стенде и в Российском павильоне на кинорынке кипела жизнь, пускай в малых формах. Молодые авторы освоили «Уголок короткого метра», а презентация двух короткометражек, которую вели мы с главой «Роскино» Екатериной Мцитуридзе, оказалась довольно познавательной. Обе эти работы, по статусу учебные, были отобраны в конкурс работ киношкол Cinefondation, который стал за последние годы весьма престижным. Первый фильм называется «14 шагов», снят Максимом Шавкиным и представляет Московскую школу нового кино. Это интенсивная любовная драма, которая разыграна на городском фоне и очень профессионально снята мобильной камерой. Вторая картина — «Возвращение Эркина» — принесла третий приз конкурса выпускнице Высших курсов сценаристов и режиссеров Марии Гуськовой (ныне она учится в школе документального кино Марины Разбежкиной). На разработку проекта этой получасовой короткометражки ушло три года — чтобы получить разрешение на съемки в киргизской тюрьме, организовать экспедицию. Усилия не пропали даром: восточные фактуры киногеничны и востребуемы на фестивалях, причем дело не ограничилось эксплуатацией экзотики. Историю человека, вернувшегося из тюрьмы и мучительно пытающегося встроиться в жизнь, режиссер сняла жестко, без надрыва, но с глубоким внутренним сочувствием. В свое время в Киргизии дебютировали знаменитые российские режиссеры Лариса Шепитько и Андрей Кончаловский, Гуськова пошла по их стопам.
А в один из каннских дней в программе «Каннская классика» показали дебют Элема Климова, еще одного знаменитого режиссера, мужа Ларисы Шепитько. В отличие от нее, он на заре своей карьеры снял лирико-сатирическую комедию — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», которая сразу стала на родине культовой классикой. Впоследствии Климов прославился как создатель трагических фильмов «Агония» и «Иди и смотри», а также как лидер кинематографической перестройки, но, например, Отар Иоселиани до сих пор считает «Добро пожаловать» лучшим климовским произведением. В нем выражен оптимистический дух оттепели, незабвенных 1960-х годов. За границей эту работу мастера почти не знали, так что инициатива компании «Открытый мир» и «Мосфильма», работа объединения «Крупный план» по реставрации старой ленты чрезвычайно уместны. Они должны способствовать тому, чтобы словосочетание «русская комедия», которое на Западе звучит как оксюморон, наполнилось реальным смыслом.
Андрей Плахов