Новая жизнь "Беляевского" квартала
Жившие в XIX — начале XX века купцы Беляевы вряд ли знали термин "комплексное развитие территорий". Однако история застройки квартала, ограниченного сейчас Смольным проспектом, Смольной набережной, Тульской улицей и улицей Бонч-Бруевича, была тесно связана с их именами.
Беляевы были крупными лесопромышленниками и производителями строительных материалов, судовладельцами, вели строительный бизнес, являлись собственниками доходных домов. Первым известным представителем семейства был купец третьей гильдии Абрам Абрамович Беляев, который в начале 1820-х годов поселился на Невской Рождественской (в настоящее время — Синопская) набережной. Его наследники — сыновья Петр и Павел — немало сделали для приумножения отцовского капитала и расширения своих владений. Под началом Петра Абрамовича семейный бизнес стал масштабным и многоотраслевым. Беляевы владели лесным двором, лесной биржей, лесопильным заводом, кирпичными заводами, несколькими домами в разных частях Петербурга. В 1864 году было образовано товарищество на паях "Петра Беляева наследники", а затем товарищество "Невское пароходство" (владело собственными паровыми судами для перевозки леса).
В начале ХХ столетия в собственности Беляевых была большая территория между Смольным проспектом, набережной Невы и нынешней Тульской улицей — на ней размещалось товарищество "Петра Беляева наследники" (контора, склады, лесопильный завод, лесная биржа). Там же находились и доходные дома — их строительством занимались видные архитекторы того времени. Например, дом N 11 на Смольном проспекте, принадлежавший внуку основателя династии, купцу второй гильдии и потомственному почетному гражданину Петербурга Николаю Павловичу Беляеву, был построен в 1888 году по проекту Михаила Лаговского, который и сам позже в нем проживал. Дом N 13 построил в 1901 году архитектор Петр Гилев, создавший в Петербурге более 40 зданий различного назначения. А в доме N 15 в начале XX века находился трактир "Ярославль", посудная лавка и фруктово-чайный магазин, но в 1907 году дом был перестроен в стиле модерн архитектором Борисом Фурманом.
В 1917 году все предприятия купцов Беляевых были национализированы. Паркетный цех закрыли, столярный перешел на изготовление топчанов и столов, а "ящичный", выпускавший тару для виноторговых фирм и табачных фабрик, начал обслуживать военное ведомство. Позже предприятие стало специализироваться на производстве "недорогой мебели широкого потребления": "шкафы платяные, буфеты дубовые, шкафчики прикроватные сосновые, сосновые столы гражданские и детские, дубовые обеденные, ящики разные, вешалки". А во время войны переключилось на военные заказы — изготавливало деревянные телефонные ящики, "лодки-волокуши", "деревянные мины", "агит-бомбы", рамы для минометов, аккумуляторные ящики и автокузова для грузовых автомобилей, использовавшихся на Дороге жизни.
В середине XX века был разработан проект реконструкции этого района — застройка характерными для эпохи монументальными зданиями. Однако он был осуществлен лишь частично в 1944-1946 годах. Фабрика же в послевоенный период выпускала мягкую мебель, а в середине 1990-х годов и вовсе прекратила свою деятельность.
Новая жизнь пришла в "Беляевский" квартал лишь в XXI веке — именно благодаря комплексному развитию территорий. В проекте элитного жилого комплекса "Смольный проспект", разработанном известным испанским архитектором Рикардо Бофиллом для компании "ЮИТ Санкт-Петербург", предусмотрен капитальный ремонт аутентичных исторических зданий и строительство новых домов на месте бывших производственных помещений.
"Создание современного жилого комплекса в таком знаковом для Санкт-Петербурга месте — вблизи ансамбля Смольного — требует от девелопера особенно ответственного, продуманного и внимательного отношения к архитектурной, градостроительной среде, — отмечает генеральный директор компании "ЮИТ Санкт-Петербург" Михаил Возиянов. — Мы приняли решение сохранить исторические дома на Смольном проспекте. Благодаря проведению сложного капитального ремонта эти здания, сохраняя свой исторический облик, получат второе рождение".
Все несущие конструкции старинных зданий в процессе капитального ремонта сохраняются и надежно укрепляются с применением современных инженерных и строительных технологий. Исторические фундаменты усилены с помощью вертикальных и наклонных буровых свай, кирпичная кладка несущих стен (толщиной 70-90 см) — с помощью своего рода "корсетов", которые специалисты называют бандажами: металлические полосы соединены между собой "шпильками" с двух сторон стены. В местах сопряжения стен кирпичная кладка усиливается железобетонными обоймами. Нагрузка переносится со старых стен на вновь возводимые конструкции из монолитного железобетона. Все трещины в кирпичной кладке заделываются специальным раствором и дополнительно скрепляются.
Сохраняются все объемные параметры зданий и расстекловка окон, восстанавливаются оригинальные исторические фасады зданий. Часть элементов интерьера в местах общего пользования воссоздается на основе сохранившихся фрагментов и документальных материалов: входные двери из массива дуба, литые чугунные перила на лестницах с дубовыми поручнями. Сохраняются даже оригинальные каменные ступени на лестницах.
"В нашем проекте органично совмещается новое строительство и капитальный ремонт исторических зданий. Именно капремонт, а не так называемая "реконструкция", предполагающая обычно просто снос зданий! — подчеркивает директор по маркетингу и продажам компании "ЮИТ Санкт-Петербург" Екатерина Гуртовая. — В то же время комфорт проживания в квартирах в исторических домах обеспечивает комплекс современных проектных решений — инженерных, планировочных, дизайнерских и других". Например, навесные лифты с панорамным видом в частично остекленных шахтах со стороны двора — немецкая компания Stein разработала ряд технических решений, благодаря которым они минимально воздействуют на существующие исторические конструкции зданий. Двухэтажный подземный паркинг (на 754 машино-места) размещен не под историческими зданиями, а в зоне нового строительства. Междуэтажные перекрытия в исторических домах заменяют на современные монолитные конструкции толщиной 120 мм, что позволяет размещать внутри коммуникации (трубы отопления, водоснабжения и др.). Конструкция кровли повторяет профиль и высотные отметки исторической, но вместо деревянной стропильной системы современные строители используют несущий металлокаркас.
Обновленный квартал будет состоять из трех исторических зданий (33 квартиры, в том числе — с видами на Смольный собор, Неву, Смольный проспект) и трех новых корпусов (395 квартир, часть из них на последних этажах — с открытыми видовыми террасами). На первых этажах расположатся офисные и коммерческие помещения, детские сады. Комплекс будет иметь общую закрытую территорию — для жителей как исторических домов, так и новых корпусов, строящихся по проекту Рикардо Бофилла.
"Важно, что Бофилл всегда очень внимательно подходит к изучению истории и архитектуры кварталов, где планируется строительство по его проектам, — поясняет Екатерина Гуртовая. — Работая над нашим проектом, он досконально ознакомился с историей застройки в районе Смольного и, конечно, в целом с архитектурными традициями исторического центра Петербурга. Концепция Рикардо Бофилла выдержана в неоклассическом стиле, который подчеркивает величественность, монументальность, респектабельность нового жилого комплекса. И одновременно — органичность архитектурной среде исторического района Смольного, рядом с роскошными шедеврами барокко, строгими зданиями эпохи классицизма, элегантной архитектурой петербургского модерна, постройками в стиле сталинского ампира".