В небо по делу
Кризис в России и на Украине негативно отразился на показателях деловой авиации: в январе 2015 года количество рейсов из главного аэропорта бизнес-авиации Москвы Внуково-3 упало на 18%. Для петербургского авиационного бизнес-узла эта тенденция может оказаться еще более негативной, так как здесь изначально отсутствует прямое сообщение со многими европейскими и азиатскими городами. Участники рынка полагают, что в ближайшем будущем поведение преобладающего большинства клиентов российского рынка деловой авиации будет сводиться к оптимизации расходов на перелеты и к более агрессивному покрытию затрат на содержание самолетов в собственности.
Состояние российского рынка бизнес-авиации оценивается с помощью статистики интенсивности полетов. Так, по итогам 2014 года, по данным немецкого исследовательского агентства Wings Advance, из-за кризиса в России и на Украине было зафиксировано резкое падение спроса на бизнес-рейсы между Европой и странами СНГ (на 23%). Перевозки из России упали на 18%, до 21,7 тыс. рейсов, из Украины — на 56%, до 10,7 тыс. рейсов. По оценке соучредителя системы онлайн бронирования частных самолетов Charterscanner Игоря Алехина, в январе 2015 года количество рейсов из главного аэропорта бизнес-авиации Москвы Внуково-3 упало на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; по московскому авиационному узлу (Внуково-3, Домодедово, Шереметьево) совокупный спад на частные и коммерческие перелеты деловой авиации достиг 22% по сравнению с январем 2014 года.
Крупнейшими терминалами деловой авиации в России являются Внуково-3 (в 2014 году выполнено 19,9 тыс. рейсов), Шереметьево, Пулково-3, Домодедово, Остафьево, Адлер.
Из общего количества общероссийских перевозок на терминал бизнес-авиации Пулково-3 приходится около 40% от общего количества чартерных рейсов в России, ежедневно здесь обслуживается от 10 до 15 частных самолетов.
"В Петербурге тенденция развития частной авиации пропорциональна возрастанию деловой активности. Безусловно, есть существенный разрыв по показателям в сравнении со столицей, но это закономерно и неизбежно. Владельцев воздушных судов в Петербурге значительно меньше, чем в Московском регионе, но на направление есть высокий спрос на перелеты как из Москвы, так и из городов Европы", — отмечает господин Алехин.
Азат Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ также считает, что Петербург является перспективным узлом для развития бизнес авиации. "Ежегодно мы наблюдаем рост числа бизнес-чартеров в высокий туристический сезон и, например, в период проведения ПМЭФ. Качество аэропортовой инфраструктуры не вызывает вопросов", — добавляет он.
Центром бизнес-авиации Пулково-3 управляют компании "ДжетПорт СПб" и "Авиа Групп Норд". По данным на 2014 год, на долю внутрироссийских направлений приходится 52% всех рейсов, на международные — 48%. Общая площадь территории ЦБА Пулково-3 составляет 100 тыс. кв. м. На территории расположен перрон N 6, рассчитанный на 30 мест, здание пассажирского терминала и прочие объекты инфраструктуры.
Рынок по направлениям
Среди основных направлений для перелетов на частных самолетах остаются аэропорты, прилегающие к популярным горнолыжным курортам, и города с высокой бизнес-активностью: Шамбери, Тулон, Зальцбург, Цюрих, Ницца, Москва, Лондон, Вена, Рига, Санкт-Петербург. Как правило, интенсивность перелетов и направления варьируются в зависимости от туристической и бизнес-активности. В пик сезона отпусков летом и зимой увеличивается число рейсов на Лазурный Берег и в Альпы. Во время проведения значимых событий: будь то спортивные или культурные мероприятия, экономические форумы или крупные международные выставки, активность также увеличивается.
Если рассматривать отдельно ситуацию на рынке в России, то еще в декабре 2014 года процентное соотношение перелетов внутри страны и за рубеж составляло 30 к 70. Но из-за кризиса на Украине динамика стала меняться, поясняет Игорь Алехин. "В январе мы отмечаем увеличение перелетов по России на 5-7%, что показывает перераспределение доли перелетов: внутри страны — 37%, международные перелеты, соответственно, — 63%. Полеты в Крым также отмечаем с тенденцией к перманентному увеличению", — говорит он. По его словам, из-за того, что воздушным судам с иностранной регистрацией запрещено осуществлять перелеты на территорию полуострова, остается всего несколько самолетов российских операторов с регистрацией RA (гражданская авиация, самолет принадлежит частному лицу или организации), способных выполнять рейсы в данный регион.
Эксперты отмечают, что слабым местом для петербургского бизнес-узла является отсутствие прямого сообщения со многими городами Европы. "В ту же Ниццу, например, нужно лететь через Москву. О воздушном сообщении внутри страны вообще говорить не приходится: не во все города летают регулярные рейсы, а если и летают, то в 90% случаев стыковка происходит в Москве", — подчеркивает господин Мулгимов из Air Charter Service.
Каждый оператор самостоятельно назначает ставку, исходя из аэропортовых сборов, фактических расходов на топливо, аэронавигацию, наземное обслуживание (включая стоянку), оплату работы экипажа, кейтеринг на борт, обслуживание пассажиров в терминалах. Дополнительно закладывается коммерческая прибыль компании-оператора. Цена на перелет также зависит от расстояния до места назначения и от типа самолета — легкий, средний или тяжелый, а также количества пассажиров. Так, например, средняя стоимость перелета из Петербурга в Ниццу может составить около €30 тыс. Стоимость перелета из Москвы в Санкт-Петербург — €18-30 тыс. В случае если клиент обращается к брокеру, стоимость перелета может увеличиться на 5-8%.
Небесный сервис
В России услугами частной авиации пользуются более 6 тыс. клиентов. Абсолютное большинство компаний на рынке предлагают брокерские услуги, и лишь единицы занимаются менеджментом воздушных судов. Преобладающее большинство компаний-операторов, осуществляющих деятельность в интересах российских владельцев самолетов, имеют иностранную регистрацию. Только 15 компаний официально зарегистрированы в РФ.
Как отмечают аналитики, развитию операционной деятельности в стране препятствует таможенное законодательство: регистрация воздушного судна и получение российского регистрационного номера RA может обойтись владельцу в дополнительные 20-40% от стоимости самолета, в зависимости от его типа.
"Поэтому в России больше распространена другая бизнес-модель: работа под крылом европейских операторов и лизинг воздушных судов с последующей продажей летных часов в чартерный сегмент, — говорит соучредитель системы онлайн-бронирования Charterscanner Игорь Алехин. — Парадокс в том, что клиенты из России — это существенная доля мирового рынка. По нашему анализу, на текущий момент более 200 иностранных операторов осуществляет обслуживание около 500-700 частных бортов, которые принадлежат гражданам РФ".
Большую часть клиентов составляют крупные корпорации, однако из-за кризиса многие компании все же "пересадили" своих топ-менеджеров в первый класс регулярных рейсов.
"Причины, по которым люди пользуются услугами бизнес-авиации, могут быть совершенно разными: от статусности и любви к luxury-услугам до невозможности добраться до места назначения регулярными рейсами ввиду отсутствия таковых. Аренда воздушного судна дает пассажиру практически неограниченную гибкость в управлении своим графиком и маршрутом", — считает господин Мулгимов.
Одной из наиболее востребованных услуг является "первая парковка" — подача самолета прямо к дверям терминала. Стандартной процедурой при подготовке рейса к вылету является согласование меню; в зависимости от пожеланий клиента ему могут предоставить и ряд других опций — от доставки на борт любимых вин до праздничного оформления салона. Некоторые салоны самолетов оборудованы офисами с полноценным доступом к интернету, а также ванными комнатами. Курение на борту также является дополнительной опцией, которую нужно согласовывать заранее.
Самыми востребованными на внутрироссийском рынке являются средние и тяжелые бизнес-джеты компаний Learjet, Hawker, Bombardier Challenger, CitationX/Sovereign, Falcon. Среди тяжелых лайнеров популярны Global 5000/6000, Gulfstream 550, Falcon 7X/900, перечисляет Игорь Алехин. "Кстати, эти же типы воздушных судов — самые востребованные для путешествий на американский континент и в азиатские регионы, так как позволяют совершать беспосадочный перелет на расстояния до 12 тыс. км", — добавляет он. Для перелетов внутри Европы самыми популярными были и остаются легкие и средние типы самолетов Cessna Citation Mustang, Learjet, Hawker: технические показатели данных типов позволяют совершать низкозатратные перелеты на расстояния до 5 тыс. км, чего вполне достаточно, например, для перелета из Лондона в Москву.
Кризис по курсу
События на Украине и их последствия для экономики России негативно отразились и на рынке бизнес-авиации. Дело в том, что более 95% всех сделок в сегменте частной авиации базируются на валюте страны, в которой зарегистрирован оператор: как правило, это евро в Европейской зоне и доллары в регионах Ближнего Востока, Америки и Азии, отмечает господин Алехин. Поэтому в 2014 году с учетом роста курса евро и доллара по отношению к рублю на 72,2 и 51,7% соответственно, очевидно, что даже первоначальная стоимость перелетов на рынке выросла более чем в половину в рублевом эквиваленте, что сильно влияет на русских клиентов бизнес авиации.
"Мы ожидаем, что в 2015 году в среде обеспеченных людей будет преобладать тенденция: избавляться от дорогих неликвидных активов — под эту категорию попадают частные самолеты. Их владельцы предпочтут серьезным затратам на содержание воздушного судна выгодные перелеты на арендованных самолетах. Так как процесс продажи в лучшем случае занимает до полугода, есть вероятность, что рынок доступных для чартера самолетов расширится новыми бортами от частных владельцев, которые захотят таким образом минимизировать свои расходы на содержание ВС, выставленного на продажу", — прогнозирует он.
Азат Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ, напротив, рассчитывает на то, что в течение ближайших нескольких месяцев ситуация на рынке стабилизируется, спад активности прекратится и через какое-то время рынок начнет возвращаться к докризисным значениям.
"Конец 2014 года и начало 2015-го были отмечены некоторым снижением количества рейсов, что было вполне ожидаемо из-за нестабильности курсов валют. Хотя во время новогодних каникул традиционный сезонный всплеск активности все равно был, из чего мы делаем вывод, что многие клиенты бизнес-авиации могут себе позволить не менять своих привычек", — резюмирует он.