Локомотивы завышенного оптимизма
Обнаружила Deloitte в планах ОАО РЖД
Расчеты потребностей ОАО РЖД в закупках локомотивов, на что монополия получит 60 млрд руб. от государства, могут быть завышены. К такому выводу пришли эксперты Deloitte, которые провели анализ программы по заказу самого ОАО РЖД. Они сочли, что планы монополии основаны на устаревших прогнозах и слишком оптимистичных ожиданиях. Заключение представлено правительству, но пока, по данным "Ъ", оно не собирается сокращать финансирование.
Deloitte провела технологический и ценовой аудит закупок ОАО РЖД тягового подвижного состава, рассказал "Ъ" источник, знакомый с его результатами. По его словам, консультанты дали свой прогноз о потребностях в локомотивах до 2020 года и провели анализ финансовой модели монополии по этим расходам. По мнению Deloitte, из-за высокого износа локомотивов (70% из 20,8 тыс. машин) потребность ОАО РЖД в них растет из года в год, но объем закупок можно сократить за счет продления срока службы техники. На три года компания может вообще ничего не покупать, считают в Deloitte, но тогда в 2018 году возникнет дефицит в 700 локомотивов, а к 2020 году — в 3 тыс. В результате Deloitte положительно оценила планы по приобретению 1,5 тыс. локомотивов в 2015-2017 годах за 204 млрд руб., но признала, что текущие закупки — 400-500 локомотивов в год — замещают старый парк, но не решают проблемы улучшения его состояния.
Консультанты, рассказывает источник "Ъ", указали и на несбалансированность закупок: потребность в электровозах будет ниже планов на 858 шт., а в тепловозах — выше на 300 шт. Предпосылки к снижению объемов закупок на 1 тыс. шт. консультант видит и в том, что монополия использовала устаревшие прогнозы Минэкономики и слишком оптимистичные оценки Института экономики и развития транспорта (структура ОАО РЖД) по росту грузооборота. По мнению Deloitte, реальные цифры будут на 5-7% ниже. К тому же в плане не учтено изменение грузопотоков после модернизации БАМа и Транссиба.
Вызывало вопросы и отсутствие конкуренции между производителями локомотивов — "Трансмашхолдингом" (ТМХ, на 25% принадлежит ОАО РЖД) и группой "Синара-транспортные машины" Дмитрия Пумпянского. В последние пять лет ОАО РЖД удавалось сдерживать рост цен на локомотивы ниже инфляции, но эксперты Deloitte видят в этом скорее наличие резервов по снижению затрат. Опасения вызывает и закупка инновационных локомотивов: в них 30-40% импортных комплектующих, что создает дополнительные риски при ослаблении рубля. В то же время, добавляет глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, производители готовы обновлять модельный ряд и техническую базу только при гарантии возвратности средств.
ОАО РЖД и ТМХ обсуждать выводы Deloitte отказались, в группе "Синара" на запрос "Ъ" не ответили. Но на днях заместитель главы департамента технической политики ОАО РЖД Давид Киржнер говорил "Интерфаксу", что в 2017-2018 годы монополия планирует выйти на заказ 720 локомотивов в год, сославшись на заявление правительства о том, что кризис пройден и перевозки будут расти. Но погрузка на сети ОАО РЖД за январь--апрель упала на 1%, до 391,8 млн тонн.
Источник "Ъ" на рынке говорит, что заключение Deloitte было озвучено в середине мая на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича по распределению средств ФНБ. Вопрос о закупках ОАО РЖД не поднимался, но в аппарате правительства не исключали, что если потребность в закупках локомотивов можно снизить, то и расходы ФНБ — тоже. Пока, уточняет чиновник Минэкономики, планы по выделению средств ФНБ на локомотивы не изменились. В этом году монополия хотела за счет денег фонда купить 497 локомотивов. Но с выделением этих средств уже и так возникли проблемы. Они идут через ВТБ, который должен был выкупить облигации ОАО РЖД, но Минфин решил сначала направить средства на трехмесячные ОФЗ. В итоге пока ОАО РЖД получило в марте лишь первый транш на 30 млрд руб., еще два транша по 15 млрд руб. банк обещал дать до 1 октября (на локомотивы нужно 60,2 млрд руб.). В ВТБ от комментариев отказались. Источник "Ъ" на рынке говорит, что для работы заводов необходимо, чтобы еще 30 млрд руб. поступили уже к середине июня, иначе ОАО РЖД придется пересматривать инвестпрограмму.