"Интерросу" припомнили 1990-е
Минфин требует с холдинга за посевную
Минфин России пытается заставить владельца холдинга "Интеррос" Владимира Потанина уплатить в бюджет страны более $68 млн. Это убытки, нанесенные казне ОАО "Агроинвестпром" (ранее "Росхлебопродукт"), принадлежащим до банкротства бизнесмену. Правда, власти выдавали кредит компании в тот момент, когда ею еще владело государство.
В пятницу арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск Минфина о взыскании $68,3 млн убытков, причиненных бюджету страны топ-менеджерами и владельцами ОАО "ФКК "Росхлебопродукт"". Эта компания до ликвидации в 2010 году переименована в "Агроинвестпром" и являлась аграрной "дочкой" "Интерроса". Владелец холдинга Владимир Потанин является одним из ответчиков по этому делу, а также кипрская структура "Интерроса" — Interros International Investments Ltd — и экс-руководители ФКК "Росхлебопродукт" Игорь Гоц и Александр Куделя, а также Наталья Рябкина, Илья Краснер, Анна Улитенкова, Михаил Улитенков и Яна Лобова. Третьими лицами в иске указаны ВЭБ, страховая компания "Югория" и НП "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих". По информации "Ъ", появлению "Югории" в этом деле связано с тем, что в 2010 году компания страховала ответственность арбитражных управляющих по делу о банкротстве "Росхлебопродукта". В ВЭБе пояснили "Ъ", что банк выступал в качестве агента правительства России, которое в 1994 году согласилось выдать "Росхлебопродукту", который на тот момент принадлежал государству, бюджетный кредит в размере $8 млн на проведение посевной кампании. Эти средства, как настаивает истец, не были возвращены по вине последнего акционера заемщика — структур "Интерроса". Через "Росхлебопродукт" в 1990-е годы импортировалось зерно по госпрограммам на общую сумму $10 млрд.
В 2009 году, когда владельцем "Росхлебопродукта" уже был "Интеррос", ВЭБ от имени правительства подал иск к компании в арбитражный суд. "Истец считает, что мы должны были собрать с товаропроизводителей деньги, чтобы вернуть кредит. А что в то время можно было собрать с полуразрушенных хозяйств?" — заявлял в 2010 году "РИА Новости" представитель "Росхлебопродукта". В пятницу в "Интерросе" отказались комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что пока незнакомы с содержанием иска.
Как пояснили в ВЭБе, претензии к "Интерросу" и его владельцу связаны с тем, что в мае 2010 года, когда суд первой инстанции рассматривал иск госбанка, "Росхлебопродукт" неожиданно ходатайствовал о прекращении производства по этому делу в связи с ликвидацией компании. Вначале компания поменяла название на "Агроинвестпром", изменила юридический адрес и в 2009 году подала заявление о банкротстве по упрощенной схеме, говорит представитель ВЭБа. Процесс ликвидации компании формально был завершен в 2010 году. Но должник так и не вернул средства в бюджет страны. О такой схеме ликвидации ни Минфин, ни суд, рассматривающий иск о взыскании долга, не были уведомлены. Таким образом, ликвидация проведена с грубейшими нарушениями закона, что привело к возникновению у Минфина убытков в размере $68,3 млн (включая пени и штрафы), резюмируют в ВЭБе. В данной ситуации взыскивать долг кредитор будет со всех лиц, которые довели компанию-заемщика до банкротства. Но субсидиарная ответственность по долгам "Росхлебопродукта" исключена ввиду завершения процедуры банкротства последнего в 2010 году, поясняет адвокат "Юков и партнеры" Светлана Тарнопольская.
Источник "Ъ", близкий к ситуации, сообщает, что пять лет банк пытался документально установить, что структуры "Интерроса" являются конечными бенефициарами обанкротившегося "Росхлебопродукта". Между тем сейчас по заявлению ВЭБа, поданному от имени Минфина, органами внутренних дел проводится проверка по фактам мошеннических действий в отношении неустановленных лиц по уклонению от погашения задолженности перед федеральным бюджетом.