Правила игры
в налоги и инвестиции исследует руководитель отдела экономики Олег Сапожков
На прошедшей неделе Госдума уточнила ко второму чтению параметры налоговой амнистии, а Россия тем временем формально опустилась с четвертого на шестое место в перечне мировых инвесторов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — при этом на деле сохранила средний за последние годы уровень вложений в иностранные активы ($56 млрд), а четвертое место годом ранее было обеспечено разовой покупкой — ТНК-BP. Две эти новости, описанные нами, были формально не связаны между собой, притом что, как часто бывает, они — части одного и того же процесса.
Объем инвестиций из РФ, публикуемый ЮНКТАД, включает и тайну, ради раскрытия которой налоговики и согласились в рамках амнистии забыть об оставленной за границей валютной выручке и налогах с нее. При этом налоговый законопроект отчетливо отделяет серые и черные потоки капитала, прощая недекларирование и неуплату налогов на купленное за границей имущество и счета, но не использование однодневок и фальшивых контрактов. По оценкам экспертов, черные перетоки капитала — это около трети объема российских прямых иностранных инвестиций (ПИИ). То есть в самом идеальном случае ФНС получит данные о серой с точки зрения закона собственности российского бизнеса, возникшей в 2014 году,— некоторой части от примерно $40 млрд (2 трлн руб.) за вычетом легальных инвестиций, плюс схожие данные за предыдущие годы. Последние нужно дисконтировать на срок давности: активы иногда меняют владельцев, а собственники уезжают. При потолке налога на имущество 2,2% его стоимости это даст ФНС несколько миллиардов рублей будущих сборов. С учетом того что часть собственников амнистию проигнорирует, налоговые поступления с этой новоявленной собственности будут еще ниже. Несколько увеличить сборы могла бы информация о рублевых счетах в иностранных отделениях российских банков — рубль все-таки конвертируемая валюта, но эти данные ни в отток капитала, ни в оценки ПИИ не попадают.
В любом случае сборы ФНС по результатам амнистии будут ниже возможных поступлений при адекватном сборе этих налогов в предыдущие годы. Эту разницу можно списать на прямые потери из-за особенностей инвестклимата, о котором красноречиво говорит соотношение желания россиян купить что-нибудь за рубежом (ПИИ из РФ — $56 млрд) и желания остального мира купить что-нибудь в России (ПИИ в РФ — $21 млрд в том же 2014 году). Эти же цифры могут служить веским аргументом в пользу того, что заботиться о деловом климате в России стоило и стоит — каждый $1 млрд прямых инвестиций в Россию дает ее экономике больше, чем налоги с зарубежных инвестиций россиян за год, тем более что налоги возвращаются в экономику в виде не самых эффективных госинвестиций. Но задача эта сложнее, чем амнистия, ее одним законопроектом не решишь.