Пустые разговоры
Саммит "Восточного партнерства" стал провальным для Украины. Такую оценку дал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Политолог Георгий Бовт считает, что роль встречи в Риге недооценена.
Саммит "Восточного партнерства", состоявшийся в Риге, собрал массу скептических откликов — мол, зачем собирались, непонятно. Программа "сближения с Евросоюзом", запущенная в 2009 году для Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины, сегодня буксует. Сами "восточные партнеры" хотели бы видеть "морковку" в виде в отдаленной перспективе вступления в ЕС или, как минимум, безвизовый режим с ним. Пока в ограниченном виде безвизовый режим получила только Молдавия. С другой стороны, Европа, видевшая в проекте способ отдаления бывших республик СССР от России, не понимает, куда двигаться с этими партнерами дальше. Принимать в свои ряды ЕС их не желает. Глава Евросовета Дональд Туск так и выразился: каждый имеет право на "европейскую мечту", но мы не можем "давать пустых обещаний".
Безвизовый режим опять Киеву не дарован. Взамен ему и Тбилиси обещано, что в декабре им расскажут о готовности (или неготовности) к такому режиму со стороны ЕС. В глазах многих европейцев "Восточное партнерство" провалилось в том, что ему не удалось "сдержать Россию". Такая неудача, заметим, была заложена изначально в самой идее сыграть с Москвой в "перетягивание каната" на постсоветском пространстве. Даже единый формат "партнерства" пока не получается. Лишь Молдавия, Грузия и Украина подписали соглашение об ассоциации с ЕС. Белоруссия и Армения предпочли евразийскую интеграцию. Азербайджан, видимо, главным смыслом "партнерства" считает перспективу поучаствовать в Южном транспортном коридоре. Такие вопросы решаются на ином уровне, но важны неформальные контакты.
Основной смысл этой программы — это общение. Ее финансирование скромное: с 2009 года было выделено по разным направлениям €3,2 млрд, в прошлом году — €730 млн. Из общения по разным темам и в разном формате в конечном счете был "вылеплен" сам Евросоюз. В программе "Восточного партнерства" до 2017 года можно найти самые разные темы форумов и рабочих групп — от сельского хозяйства и транспорта до малого бизнеса, энергетики и финансовой стабильности. Часто такие мероприятия являют собой пустую, как у нас считают, европейскую говорильню, которая ничем конкретным не кончается — ни контрактами, ни инвестициями. Часто — да. Но Большая Европа так устроена, что без плотной ткани как формального, так и неформального общения не будет и контрактов. Кстати, после подписания с ЕС Грузией и Молдавией соглашений об ассоциации, которые выросли из "Восточного партнерства", их товарооборот с Европой сразу вырос на 18-20%. Когда европейцы говорят о себе как о союзе, построенном на ценностях, то вот эти кажущиеся "пустыми" разговоры — это есть своего рода сверка ценностей. Что выйдет из всего этого восточно-партнерского общения, станет ясно лет через десять. Пока рано говорить как о его провале, так и тем более об успешности.