37-й сокращенный
Московский кинофестиваль презентовали в Канне
В рамках 68-го Каннского кинофестиваля прошла презентация кинофестиваля московского — его директор по связям с общественностью Петр Шепотинник, отборщик Андрей Плахов и программный директор Кирилл Разлогов дали пресс-конференцию в Российском павильоне, который организовала компания РОСКИНО и ее стратегические партнеры: открытое акционерное общество «Аэрофлот — Российские авиалинии» и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. О том, чем 37-й Московский международный кинофестиваль будет отличаться от предыдущих, узнала ЛИДИЯ МАСЛОВА.
В этом году ММКФ, который пройдет с 19 по 26 июня, отмечает 80-летие, однако круглая дата будет несколько омрачена экономическим кризисом. Как сообщил Кирилл Разлогов, бюджет ММКФ сократился не катастрофически, всего на 10%, однако колебания курса рубля фактически уменьшили финансирование вдвое, а дополнительным ударом стало сокращение спонсорских денег, которых в этом году удалось наскрести совсем немного. Так что в нынешнем году Московский международный фестиваль продлится восемь дней вместо обычных десяти, укоротится конкурсная программа, состоящая из всего 12 фильмов, меньше будет внеконкурсных развлечений.
Впрочем, как считает Андрей Плахов, количественное сокращение конкурса позволило уделить больше внимания качеству, и на ММКФ все равно будет что посмотреть, в том числе и с российской стороны. В этом году она особенно эффектно представлена в конкурсе тремя совершенно разноплановыми картинами, о которых Кирилл Разлогов сказал: «Трудно поверить, что эти картины вообще были сделаны в одной культурной среде». Демонстрировать, насколько широкого диапазона достигло российское кино, будут «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Арвентур» Ирины Евтеевой.
«Милый Ханс, дорогой Петр» — многострадальная русско-немецкая копродукция, которую, несмотря на все трудности в производстве, удалось, по словам Андрея Плахова, завершить без потерь и компромиссов, именно такой, какой ее задумал автор. А задумал он ее как рассказ о сложных отношениях между советским рабочим и немецким инженером, который накануне войны приезжает в командировку на советский завод и нечаянно становится причиной аварии с человеческими жертвами, единственным свидетелем которой оказывается пресловутый Петр. В общем, все обещает фильм в фирменном миндадзевском духе, с запутанной психологией, странными переплетениями судеб и исследованием моральной амбивалентности.
Наоборот, скорее в неожиданном и несвойственном ему духе выступает с «Орлеаном» Андрей Прошкин, удостоенный приза одного из предыдущих ММКФ за историческое полотно «Орда». Сценарий «Орлеана», как и «Орды», тоже написан Юрием Арабовым — по его одноименной мистической повести, действие которой происходит в вымышленном городе на берегу соленого озера в алтайской степи. Главными действующими лицами становятся парикмахерша, хирург и следователь, чей привычный ход жизни нарушает появление в Орлеане таинственного «экзекутора», начинающего доставать из всех шкафов разнообразные скелеты. Андрей Плахов охарактеризовал «Орлеан» как весьма необычную картину, «совмещающую философскую притчу с элементами богоискательства и хулиганский китч».
«Арвентур» — тоже название вымышленного места действия, придуманного Александром Грином, и трудно представить лучшего режиссера для поиска визуального эквивалента гриновской прозе, чем Ирина Евтеева, в своей новой картине, как всегда, причудливым образом комбинирующая игровое кино с анимацией. Тем самым в первой части фильма («Фанданго») достигается противопоставление суровой петроградской реальности 1921 года и ирреального мира живописи, а во второй («Тайна морского пейзажа») иллюстрируется даосская притча о художнике и императоре, тоже сталкивающихся с противоречием между гармоничным миром, созданным в картинах, и безобразной окружающей действительностью.
Кроме того, в основном конкурсе ММКФ — французская картина «Давайте втроем» о молодой разнополой паре, изменяющей друг другу с одной и той же соседкой, финский байопик «Арми жива» о знаменитой дизайнерше с неукротимым характером Арми Ратиа, драма о тяжелой жизни косовских сербов «Анклав», испанские «Герои зла» о малолетних преступниках, болгарские «Невезучие» о малолетних неудачниках, японская педагогическая поэма «Что такое хорошо», иранская пенитенциарная зарисовка «Море и летающая рыба». Отдельно отборщики Московского фестиваля обратили внимание на любопытную ливанскую картину «Дорога» о бейрутской супружеской паре, отправляющейся в путешествие, радикально меняющее их мировосприятие, а также на американское присутствие в конкурсе — это спродюсированный Мартином Скорсезе режиссерский дебют актера Ника Сэндоу «Он тоже хочет» с Патрицией Аркетт в одной из главных ролей. Председателем жюри основного конкурса станет французский классик Жан-Жак Анно, чей новый фильм «Тотем волка» будет показан на открытии.
Кроме того, в кинорыночной программе ММКФ с 21 по 22 июня в седьмой раз будет функционировать деловая площадка Moscow Business Square, где ожидается участие более двухсот профессионалов киноотрасли из разных стран. Основным фокусом деловой программы этого года станет финансирование и дистрибуция независимых кинопроектов — их негосударственным механизмам и альтернативным возможностям, а также особенностям производства дебютного кино будут посвящены различные круглые столы и презентации. Все аккредитованные участники Moscow Business Square получат незаменимый в их повседневном быту «Гид независимого продюсера» — пособие по финансированию и дистрибуции независимого кино, которое впервые будет подготовлено на русском языке и предоставит не только справочную информацию, но и практические советы от российских и зарубежных профессионалов киноиндустрии. В предварительном содержании «Гида» указаны такие волнующие темы, как «Зачем нужен сейлсагент», «Кинопрокат в России. Есть ли возможность окупить затраты» и «Как снимать кино без денег».