Разоблачитель полицейских встал на их защиту
Закончено дело о противостоянии региональных МВД и ФСКН
Как стало известно "Ъ", Следственный комитет России завершил расследование скандального уголовного дела в отношении шести старших офицеров МВД Татарстана. Они обвиняются в подбросе наркотиков ради улучшения показателей служебной деятельности. Вины полицейские не признают, утверждая, что сами стали жертвами провокации со стороны коллег из регионального управления наркоконтроля, один из бывших руководителей которого также находится под следствием. Интересно, что основной свидетель по делу, уже осужденный наркоделец, изначально изобличавший сотрудников МВД, теперь активно их защищает.
ГСУ СКР завершило расследование дела в отношении бывших начальника полиции — замначальника УМВД России по Казани Руслана Халимдарова, начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) этого же управления Дмитрия Андриенко, начальника ОБНОН республиканского МВД Андрея Алексеева, а также оперуполномоченных Марата Садыхова, Якова Кононенко и Наиля Сафиуллина. Все они обвиняются в "превышении должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ) и "незаконном обороте наркотиков" (ст. 228 УК РФ). Каждому полицейскому вменяется в вину по несколько преступных эпизодов, некоторым фигурантам инкриминируется и "воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия" (ст. 294 УК РФ). "Сейчас стороны фактически завершили ознакомление с материалами расследования, которые насчитывают около ста томов, вскоре дело будет направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения",— сообщил "Ъ" источник, близкий к следствию.
Расследование началось со спецоперации главного управления собственной безопасности МВД и СКР, проведенной в Казани в конце ноября 2013 года. Тогда были задержаны офицеры Халимдаров, Андриенко, Алексеев и Садыхов. В их кабинетах при обысках якобы были найдены наркотики и оружие. Полицейским вменили в вину подброс наркотиков "гражданскому лицу с целью его дальнейшего изъятия". Было возбуждено дело о "незаконном хранении оружия" (ст. 222 УК РФ), но позже оно было прекращено. Между тем казанские суды не только не стали арестовывать офицеров, но и признали само их уголовное преследование незаконным. Подозреваемые же утверждали, что стали жертвами конфликта полицейского ОБНОНа с коллегами из регионального УФСКН.
В итоге дело передали из Татарстана в Москву — в ГСУ СКР, решением суда офицеры были отстранены от исполнения служебных обязанностей. В августе 2014 года четырех фигурантов вызвали на следственные действия в Москву, где Басманный суд санкционировал их арест. До этого также в Москве был взят под стражу еще один обвиняемый, а в декабре та же участь постигла сотрудника отдела "К" МВД Татарстана Наиля Сафиуллина, который ранее стажировался в ОБНОНе и участвовал в ряде оперативных мероприятий. По данным защиты полицейских, никто из них вины до сих пор не признает, все продолжают настаивать на провокации со стороны УФСКН.
Между тем на первый план в расследовании неожиданно вышел неоднократно судимый наркоман и наркоделец казанец Олег Кучаев — потерпевший по делу офицеров ОБНОНа. По версии следствия, обвиняемые задержали его осенью 2013 года, подбросив наркотики. Однако позже в интернете появилась видеозапись, на которой Кучаев рассказывает полицейским под камеру, что поставки через него наркотиков якобы контролировались сотрудниками наркоконтроля. Это видео, кстати, стало одной из причин, почему полицейских сразу не арестовали. Однако позже дело Кучаева о сбыте наркотиков в составе организованной группы было передано из МВД в тот же наркоконтроль. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: обвиняемый в наркоторговле одновременно стал и потерпевшим от действий задержавших его полицейских. Кстати, Кучаев полностью признал вину, назвал себя жертвой ОБНОНа, заставлявшего его совершать преступления, и попросил о рассмотрении его дела в особом порядке. "По моему субъективному мнению, Кучаеву что-то обещали в части смягчения наказания за его показания",— заявил "Ъ" адвокат полицейского Алексеева Айрат Хикматуллин. Однако Кучаев получил 12 лет 8 месяцев колонии.
Пока шел суд над рецидивистом, остроты скандалу между силовыми ведомствами добавил тот факт, что в Казани в октябре 2014 года по ходатайству ГСУ СКР был арестован экс-начальник оперативной службы УФСКН Татарстана подполковник Юрий Казакулов. Он был обвинен по ст. 290, ст. 286, ст. 285 и ст. 228 УК РФ (получение взятки в крупном размере, превышение должностных полномочий и злоупотребление ими, а также организация незаконного оборота наркотиков). Отметим, что со службы подполковник ушел на пенсию всего за пару недель до ареста.
Тем временем сразу после вынесения ему приговора Олег Кучаев отказался от своих прежних показаний против полицейских. Сначала, в декабре 2014 года, выступая свидетелем на процессе своих подельников-наркоторговцев, Кучаев заявил, что он оклеветал, находясь под давлением, сотрудников ОБНОНа, а все его признания — "плод выдумок следователя ФСКН". А в январе текущего года, как заявила "Ъ" адвокат Дмитрия Андриенко Амира Марданова, Кучаев дал подробные показания на 40 листах, в которых рассказал о провокационных действия наркополицейских в отношении сотрудников МВД, По ее словам, следователи прохладно отнеслись к новым откровениям двойного агента, хотя и поручили ФСБ провести еще одну экспертизу. "Это позволило нам снять один из вмененных в вину эпизодов, и одним потерпевшим по делу стало меньше",— сказала госпожа Марданова.
В свою очередь, адвокат Айрат Хикматуллин отметил, что фактически расследование в отношении подполковника Казакулова никак не повлияло на дело полицейских, "хотя упоминаются одни и те же фамилии, а расследования ведут следователи из одного и того же отдела ГСУ СКР". Адвокат добавил, что защита будет добиваться оправдания полицейских.