Избирательное удаление

Глава РПР-ПАРНАС в Татарстане пытается оспорить незаконные действия избиркома

Руководитель регионального отделения партии РПР-ПАРНАС Марсель Шамсутдинов, которого на выборах в Госсовет выгнали с избирательного участка якобы из-за брани, продолжает судиться с избиркомом (УИК). Партиец, который считает себя невиновным (полиция не стала возбуждать в отношении него никакого дела), называет действия председателя комиссии незаконными — его удалили, чтобы он не мог зафиксировать нарушения при подсчете голосов.

Главе РПР-ПАРНАС в Татарстане Марселю Шамсутдинову пока не удалось доказать нарушения своих прав

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Вчера Верховный суд Татарстана рассмотрел апелляционную жалобу главы регионального отделения РПР-ПАРНАС Марселя Шамсутдинова на решение Приволжского райсуда Казани. Ранее райсуд отказался признавать незаконным удаление господина Шамсутдинова с избирательного участка №299 Казани на выборах в Госсовет республики.

Напомним, выборы в Госсовет прошли 14 сентября 2014 года. Господин Шамсутдинов был доверенным лицом кандидата от «Яблока» Ильи Новикова в Горкинском одномандатном округе в Казани (как писал „Ъ“ 17 июня, сторонники РПР-ПАРНАС и «Яблока» объединили усилия на этих выборах). В этом округе победил выдвиженец «Единой России» глава «Казметростроя» Марат Рахимов. Господин Новиков занял второе место с результатом 12,6%. При этом на участке, откуда удалили господина Шамсутдинова, результат господина Новикова оказался лишь 1,98%. На участках, где сторонникам демократов удалось проконтролировать подсчет голосов, результат кандидата был более 20%.

Марселя Шамсутдинова, по его утверждению, удалили с участка после того, как он начал обращать внимание на возможные нарушения со стороны членов избиркома. В частности, господин Шамсутдинов вел подсчет пришедших на участок избирателей и, по его оценке, проголосовавших людей в УИК было в разы меньше, чем официально зафиксировала комиссия. Кроме того, партиец настаивал на немедленном подсчете голосов, к которому по закону члены УИК должны приступить после закрытия участка. Однако, отмечал господин Шамсутдинов, в течение нескольких часов избирком к подсчету не приступал.

Господин Шамсутдинов говорил, что его удалили с участка по указанию председателя УИК Чулпан Даяновой. Глава избиркома заявила, что Марсель Шамсутдинов мешал работе членов комиссии, а также оскорблял их нецензурной бранью. Сам господин Шамсутдинов нарушение общественного порядка отрицал. В итоге господин Шамсутдинов оказался в отделе полиции «Горки», где, впрочем, сотрудники правопорядка не стали составлять в отношении него протокол и возбуждать административное дело, а через некоторое время отпустили.

В своем заявлении в Приволжский суд Марсель Шамсутдинов просил признать незаконными действия госпожи Даяновой, а также полицейского Нурии Гайнуллиной, которая вызвала на участок наряд полиции. «Мое право доверенного лица кандидата в депутаты присутствовать на подсчете голосов было нарушено», — посчитал господин Шамсутдинов. Суд, опросив свидетелей инцидента, в удовлетворении заявления партийца отказал.

Вчера в Верховном суде интересы Марселя Шамсутдинова представлял юрист коалиции «За честные выборы» Азат Габдульвалеев. Он просил отменить решение райсуда, ссылаясь на то, что вина Марселя Шамсутдинова в нарушении общественного порядка так и не была доказана. Во-первых, показания ряда свидетелей опровергают заявление председателя о том, что господин Шамсутдинов использовал нецензурную брань или как-то иным образом мешал работе комиссии. Во-вторых, спустя год полиция так и не стала возбуждать дело в отношении партийца, а значит, состава преступления в его действиях не было. Таким образом, пришел к выводу господин Габдульвалеев, оснований для удаления с участка господина Шамсутдинова не было.

Однако коллегия судей ВС доводы господина Габдульвалеева сочла неубедительными. Она вынесла решение оставить постановление райсуда без изменения, а в удовлетворении жалобы Марселя Шамсутдинова отказать. Азат Габдульвалеев не исключил в беседе с „Ъ“, что будет подавать кассационную жалобу на это решение. «Получается, что любого наблюдателя можно удалить с участка без причин на это, а потом в суде доказать ничего не получается», — подчеркнул юрист.

Кирилл Антонов

Вся лента