Все дороги ведут в Крым
Программа субсидирования полетов на полуостров расширена
Правительство расширило госпрограмму субсидирования полетов в Крым. В этом году общее количество маршрутов увеличилось до 43, но на количество субсидированных мест выделена жесткая квота, а бюджет программы сократился на 70 млн руб. Потенциальные участники программы уже говорят о том, что обновленные условия и ряд городов, отобранных для маршрутной сети, вряд ли позволят достичь заявленной цели сделать Крым максимально доступным и дешевым направлением.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об увеличении количества субсидируемых маршрутов в Симферополь до 43. На сайте правительства сообщается, что в перечень субсидируемых маршрутов в Крым дополнительно включены 23 города. Кроме того, в новой программе субсидирования установлена квота на субсидируемый тариф: не менее 30% от общего числа мест экономкласса.
При этом для сохранения баланса стоимости перевозки между воздушным и другими видами транспорта, а также для поддержания конкурентных условий для авиаперевозчиков тариф для пассажиров увеличен на 25%, говорится в сообщении. Минимальная цена билета в одну сторону составит 2,5 тыс. руб., а максимальная 12,5 тыс. руб. В прошлом году размер субсидий для авиакомпаний составлял 50% цены билета — 2,2–6,8 тыс. руб. в одну сторону со всеми сборами и налогами. Именно небольшой размер субсидий стал основной причиной того, что прошлогодняя госпрограмма субсидирования льготных авиаперевозок из 13 российских городов в Крым фактически провалилась. Авиакомпаниям приходилось компенсировать убытки, поднимая цены на билеты без льгот. В результате перевозчики выбрали лишь 123 млн руб. из общего объема субсидий в 680 млн руб. (оставшиеся 544 млн руб. переданы в Резервный фонд программы субсидирования), а льготные билеты достались лишь 34 тыс. человек при плане в 200 тыс. пассажиров.
В этом году в программе субсидирования полетов в Крым планируют участвовать «Аэрофлот» и дочерние компании, Red Wings, «Уральские авиалинии», «Икар», «Алроса», «Сибирь» («S7»), «Центр-Юг» и «Ямал». В «Сибири» “Ъ” сообщили, что безусловно планируют участвовать в программе. Полеты в Симферополь выполняет авиакомпания «Глобус» (входит в холдинг ЗАО «Группа С7»). Пассажиры смогут приобрести авиабилеты по субсидированным тарифам на прямые рейсы S7 Airlines Новосибирск—Симферополь—Новосибирск.
Между тем источник “Ъ”, близкий к ситуации, считает, что новые условия программы также не достигают заявленных целей — популяризации Крыма и его развития как максимально доступного направления. «В этом году авиакомпании запрашивали 1,5 млрд руб. для работы по программе. Но бюджет в итоге был сокращен на 64%, а общее число городов и потенциальных участников увеличено. При этом среди включенных в перечень городов как минимум 12 маршрутов не вызывают никакого интереса у перевозчиков, поскольку те являются бесперспективными с точки зрения пассажиропотока»,— говорит собеседник “Ъ”. Среди них, по его мнению, Курск, Иваново, Киров, Сыктывкар, Магадан. Другой источник “Ъ” говорит, что жесткие ограничения по квоте вынудят многих перевозчиков осуществлять субсидированные полеты не все лето, а в ограниченные периоды, чтобы освоить выделяемые средства. Оставшееся время они будут пытаться привлечь клиентов коммерческими тарифами.
По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Ильи Уманского нынешнее подорожание билетов само по себе обусловлено высоким спросом на полеты Крым. По данным Росавиации, с начала года в Крым были перевезены около 950 тыс. человек. С конца апреля общее число пассажиров, обслуженных на вылет и прилет в Симферополе, составляло 10 тыс. человек ежедневно. По расчетам Минкурорта за период 27 апреля по 11 мая Крым посетили 175 тыс. туристов, из них 38,8% прилетели на самолете. Глава Ростуризма Олег Сафонов ранее указывал, что в 2015 году Крым посетят 5 млн туристов.
«Сейчас билетов «Аэрофлота» по 7,5 тыс. руб. уже нет, на вторую половину июня перелет стоит уже около 14 тыс. руб.»,— уточняет господин Уманский. В дальнейшем дорогие билеты не смогут ослабить спрос со стороны туристов. «На российском внутреннем туристическом рынке есть только два сильных бренда, Сочи и Крым, при этом перелет — единственный способ добраться на полуостров»,— объясняет он.