Хабаровский недострой поманила Керчь
Оставшиеся на ХСЗ корпуса от судов «Олимпия» могут добраться до Черного моря
Хабаровский судостроительный завод, успешно спустивший вчера на воду головное судно проекта А45-2 для нужд Хабаровского края, может получить аналогичные заказы от других субъектов, заявил губернатор Вячеслав Шпорт. Между тем, в ОСК говорят, что больший интерес пока вызывают суда СВП-50, одно из которых уже заложено на ХСЗ, а также недостроенные предприятием с советских времен «Олимпии», которые могут пригодиться в Черноморье. Впрочем, сначала проект нужно доработать.
Вчера на Хабаровском судостроительном заводе прошла церемония спуска на воду головного судна проекта А45-2, которое строилось на предприятии по заказу ОАО «Хабаровскводтранс» (принадлежит правительству региона). Суда А45 способны принимать на борт до 100 пассажиров, преодолевая до 650 км на речных линиях. Спущенное на воду судно, названное «70 лет Победы», к августу должно пройти испытания и уже в сентябре может начать выполнять рейсы в низовья Амура, заявил губернатор края Вячеслав Шпорт.
Власти заказали на ХСЗ три судна А45, первое обошлось в 178,6 млн руб., еще два с сопоставимой стоимостью строятся — у одного готовность более 50%, у другого — почти 40%, сообщили „Ъ“ в правительстве региона. Кроме того, на предприятии работают над судном проекта СВП-50 — оно может перевозить до 50 человек или 25 пассажиров и до 2 т грузов на расстояние до 400 км. Судно стоит около 45 млн руб., но цена заказа может быть доведена до 60 млн руб. Готовность СВП-50 — более 60%, «в октябре его могут спустить на воду и до конца года начать испытания», уточнили „Ъ“ в пресс-службе.
Губернатор Вячеслав Шпорт заявил, что проект А45 может заинтересовать другие субъекты РФ: «Судно может пойти в среднюю серию, мы рассчитываем на это, будем продвигать продукт в соседних регионах, но многое будет зависеть от ходовых испытаний». Об этом же, по данным „Ъ“, шла речь на вчерашней рабочей встрече главы региона, руководителя дирекции программы «Суда река-море» ОСК Сергея Итальянцева и директора ЗАО «Гознак-лизинг» Александра Бабича. По словам одного из чиновников, к судам А45 проявляют интерес регионы с крупными реками, например ХМАО, а к СВП-50 — газовые компании, осваивающие Север.
Одной из дочерних структур «Газпрома», работающей в Красноярском крае, нужны «пять пассажирских аппаратов по 50 человек и пока одна транспортная платформа на воздушной подушке на 60 тонн», подтвердил „Ъ“ Сергей Итальянцев. Переговоры прошли в конце апреля. «Пока это предварительно, но мы прорабатываем привязку проекта к их природным условиям»,— отметил он.
В то же время ОСК изучает возможность достройки двух находящихся на ХСЗ морских пассажирских судов на подводных крыльях класса «Олимпия», которые начали строить еще в советские годы — их корпуса «почти полностью готовы». Суда могут перевозить до 250 человек на 300 миль, и их «однозначно нужно достраивать», сказал представитель ОСК, хотя проект и нуждается в доработке под требования российского регистра. «Суда очень хорошие. Единственное, там двигатели были MTU, которые сейчас не проходят с точки зрения санкций, но подыскиваем другие»,— пояснил он.
В ОСК полагают, что «Олимпии» могут пригодиться в Черноморском регионе. «Предварительно проведены переговоры с потенциальным эксплуатантом. Мы хотим перегнать их и ходить по маршруту Ялта—Стамбул или на Керченской переправе из Краснодарского края в Крым (Кавказ—Керчь)»,— пояснил Сергей Итальянцев. Во сколько может обойтись достройка «Олимпий», он оценить затруднился: «Это дорогостоящие работы, но надо понимать, что новое судно такого класса будет дороже».
Упомянутые господином Итальянцевым трения между ОСК и концерном MTU стали достоянием гласности в марте. Тогда российская корпорация объявила, что выдвинет иск против немецкого производителя за отказ поставлять двигатели для корветов и будет уходить от использования этих силовых агрегатов. Между тем, главные двигатели для проекта А45-2 также производства MTU — две установки на 1 МВт каждая ставятся парно по бортам судна, сказал вчера „Ъ“ источник в отрасли и подтвердили в правительстве. Водометный движитель судна производится на Зеленодольском заводе, а дизель-генераторы — во Франции.