Анимация головного мозга
Почему «Головоломка» студии Pixar обречена на кассовый успех
"Головоломка", первая за два года полнометражная анимация всемирно известной студии Pixar, врывается на мировые экраны с лучшими стартовыми данными из возможных, двигаясь прямиком к внушительному бокс-офису и весьма вероятному богатству кинопремий.
Проект придумал, написал и поставил Пит Доктер, постоянный сотрудник студии, так или иначе участвовавший в большинстве ее главных постановок (где сценаристом, где главным аниматором), а на "Корпорации монстров" и "Вверх" выступивший режиссером. Основным продюсером стал Джонас Ривера, который сработался с Доктером еще на фильме "Вверх". С ним в обойме очутился дважды оскаровский лауреат Джон Лассетер, режиссер мегауспешной "Истории игрушек", в качестве продюсера принявший участие в большей половине пиксаровского каталога.
В основе концепции нового мультфильма лежит предположение, что в голове каждого человека обитает пять его главных эмоций, представленных в виде мультипликационных существ. Эмоции представляют из себя очеловеченные "сгустки энергии", которые состоят из постоянно движущихся частиц. Учитывая, что механизм анимации для них пришлось создавать с нуля, задачу себе Доктер и компания явно не облегчали. Да и в целом основную идею фильма легкоусвояемой не назовешь: ее воплощение превращает диалоги главных героев-людей в довольно протяженные сценки, где человек успевает произнести одну реплику, а его внутренние жильцы обмениваются десятками. Специалисты в области человеческой психики, похоже, найдут придуманную авторами Pixar метафору забавной и даже обезоруживающе точной. Однако не до конца ясно, сумеет ли ее воспринять аудитория студии — семьи с детьми от шести лет.
Все рецензенты единодушны: Pixar опять создал шедевр. Количество киноведов, увидевших картину (в том числе на внеконкурсном показе в Каннах), уже довольно велико, и среди них пока не нашлось никого, кто бы высказал серьезные замечания: агрегатор рецензий Rotten Tomatoes, где зарегистрировано 24 официальных отзыва на картину, выдает постановке высший рейтинг. Финансовые аналитики с рецензентами согласны и предсказывают, что только в США фильм может собрать $250 млн. Точное значение итогового производственного бюджета пока не оглашено. По некоторым данным, создатели вложили не меньше $180 млн, но, даже если предположить, что потрачены все двести, получается, что у "Головоломки" есть шанс полностью окупиться уже в домашнем прокате.
Сумеет ли она при этом пробиться в топ-5 самых кассовых работ Pixar, совсем не очевидно. Конкуренция там такая, что для попадания хотя бы на последнее место новинке придется заработать больше $631,4 млн — именно столько на счету картины Брэда Берда "Суперсемейка", которая сегодня замыкает рейтинг. В 2004 году производство мультфильма потребовало $92 млн — приличные деньги, но это самая скромная сумма в пятерке, которая обеспечила ему великолепный коэффициент кассового успеха (ККУ) 6,86. Как это часто происходит с пиксаровскими постановками, "Суперсемейку" критики обласкали, а устроители премий засыпали статуэтками: на ее счету два "Оскара" (традиционный — за лучшую полнометражную анимацию, неожиданный — за лучший звуковой монтаж), восемь премий Annie, которые выдают за достижения в мультипликации, и с десяток других наград.
До четвертого места в топ-5 сумела добраться еще одна работа Пита Доктера — "Вверх" 2009 года. На ее производство было потрачено $175 млн. Часть средств ушла на создание убедительной цифровой одежды персонажей. Художники признавались, что проще было изобразить 10 тыс. воздушных шариков, на которых летал дом главного персонажа, чем отрисовать его пиджак. Разумеется, все это было не зря: постановка, во-первых, слету собрала $731,3 млн (ККУ 4,17), во-вторых, добавила в копилку Pixar два "Оскара" и даже номинацию на лучший фильм года, чего с мультипликацией не случалось с 1991-го, когда на главную премию претендовала диснеевская "Красавица и Чудовище".
Третью позицию удерживает "Университет монстров", снятый Дэном Скэнлоном в 2013-м. Сиквел "Корпорации монстров", вышедший через 12 лет после оригинала, превзошел его и по бюджету ($200 млн против $115 млн), и по сборам, заработав $743,6 млн, то есть на $180 млн больше. ККУ закономерно вышел поменьше — 3,71. А вот с премиями у "Университета монстров" получилось хуже всего: пара технических Annie и ни одной оскаровской номинации. Да и критики поругивали: мол, совсем там в Pixar обленились, ничего нового и оригинального за целый фильм.
Второе место досталось семейной комедии с элементами подводной драмы "В поисках Немо" Эндрю Стэнтона. Впервые появившись на экранах в 2003-м, картина пережила перевыпуск в 3D девять лет спустя, стала основой для тематического парка в Диснейленде и дала жизнь одноименному мюзиклу. Расходы на ее создание составили всего $94 млн, а вот бокс-офис вышел богатырским — $936,7 млн, что дает красивый ККУ 9,96. С наградами у постановки все как обычно, то есть превосходно: есть и свой "Оскар", и девять Annie.
Венчает пиксаровский рейтинг третья часть "Истории игрушек", срежиссированная Ли Анкричем и выпущенная в 2010-м. В общем-то и первые два фильма из серии были могучими штучками: первая заработала $362 млн при бюджете $30 млн (ККУ 12,06), вторая — $511,4 млн при бюджете $90 млн (ККУ 5,68). Но третья оказалась настоящей бомбой в финансовом смысле: на нее было потрачено $200 млн, едва ли не самый большой бюджет 2010 года, а ее заработки составили $1063 млрд, что дает приятный, хотя и не самый крупный ККУ 5,3. К этому — два "Оскара" (лучшая анимация и лучшая оригинальная песня) и гроздь прочих премий, включая "Золотой глобус" и Grammy.