Все в Сеть
Экспертиза
Светлана Борисова, руководитель исследований интернета фонда "Общественное мнение"
Мировые тенденции соотносятся с российскими: сегодня месячная интернет-аудитория (то есть число тех, кто выходит в Сеть раз в месяц или чаще) составляет 63 процента взрослого населения России, или примерно 74 млн человек. С 2000 года, когда мы начали замерять этот показатель, он постоянно растет. Суточная аудитория Сети — 52 процента взрослых россиян, или около 61 млн человек. То есть мы перевалили важный психологический рубеж: хотя бы раз в день более половины наших взрослых сограждан выходят в онлайн.
Рост, который мы фиксируем, непропорционален: основным локомотивом сегодня стали небольшие города (100 тысяч человек и менее), а не мегаполисы, как раньше. Также мы отмечаем увеличение количества возрастных пользователей интернета в категории 35+. Причины — во взрослении аудитории, а также в том, что все чаще старшее поколение начинает пользоваться интернетом, в том числе благодаря развитию госуслуг в Сети.
Что касается причин, по которым россияне заходят в интернет, то на первом месте — поиск информации, чтение новостей. На втором, естественно, коммуникация, то есть общение в социальных сетях, по электронной почте, с помощью мессенджеров — Skype, WhatsApp. Интересный поворот: примерно четверть наших сограждан используют соцсети для того, чтобы заводить деловые контакты, общаться по поводу работы или развивать бизнес.
Вот уже на протяжении 3 лет продолжает расти и электронная коммерция, доля платежей через интернет, популярность онлайн-покупок различных товаров и услуг. Занятно, что здесь основными драйверами роста тоже являются регионы — в обычных магазинах там меньше выбора, меньше возможностей, вот люди и переключаются на интернет. Еще один тренд — снизилась влиятельность блогеров и популярность самих блогов, некогда входивших в пятерку самых распространенных интернет-практик. Сейчас на первый план для россиян вышла скорость коммуникаций, которой блоги уже не соответствуют.
В целом интернет очень важен для россиян: если он вдруг исчезнет, "значительно изменится" жизнь у половины наших сограждан. Ну а прогнозы по России соответствуют общемировым: к 2020 году месячная интернет-аудитория у нас будет около 78 процентов. Интернет продолжит расти, значительно снизится "сезонность". Громкие темы последнего времени — черные списки сайтов, закрытие ресурсов, сложности по проведению транзакций у электронных магазинов — пока доставляют дискомфорт лишь игрокам рынка и на пользователях почти не отражаются. Можно также предположить, что вырастет зависимость от новых технологий. Сегодня примерно 15 процентов россиян утверждают, что не представляют жизни без ноутбука, 10 — без смартфона, порядка 16 процентов молодых людей 18-30 лет никогда не выходят из дома без 2-3 гаджетов. То есть технологии приучили нас быть всегда на связи, люди определяют, как у тебя дела, по твоей онлайн-активности — этот тренд все заметнее.