"У низкокалорийного напитка в России большие перспективы"
"Легкую" колу заменят "нулевой". Из России исчезнет напиток Coca-Cola Light. А вместо него на рынок приходит Coca-Cola Zero, пишет "Коммерсантъ". Химик, руководитель общественной организации "Правда о еде" Сергей Ракша обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Светланой Токаревой.
По данным издания, с помощью такого хода производитель рассчитывает повысить продажи в стране — они практически не растут с 2010 года. В 2014 году доля Light в общей реализации Coca-Cola в России составляла 2%. В компании планируют, что пришедшая ей на замену Zero увеличит показатель до 10% в 2018 году.
— Объясните мне, пожалуйста, как химик, какова разница между Coca-Cola Light и Coca-Cola Zero именно в химическом составе?
— Все газированные напитки, которые делаются легкими, низкокалорийными, принцип их прост: там меняют сахар на определенные сахарозаменители. Есть такие сахарозаменители, как аспартам, например, сахарин и другие, которые в сотни раз более сладкие для человека, чем сахар, поэтому их нужно добавлять в сотни раз меньше, и, следовательно, калорий меньше. В Coca-Cola Zero использован как раз аспартам, причем его достаточно немного, поэтому продукт практически с нулем калорий, потому что вообще бескалорийный продукт — это воздух, а получается, что в Coca-Cola Light добавлен, например, сахарин, либо часть фруктозы — это тоже низкокалорийный продукт, но не нулевой калорийности.
— А вредность сохраняется?
— Здесь много спекуляций на эту тему. Понимаете, есть абсолютно вредные вещества, такие, как трансжиры, которые приводят к онкологии, в молочке встречаются, в кондитерке. Вот по поводу них нужно реально беспокоиться. Насыщенные жирные кислоты вызывают опасения. Однако если говорить про аспартам, сахарозаменители, нужно понимать, в каких количествах они используются в газировке. Используются они в очень небольших количествах. Если говорить про эти вещества как аллергены, потому что они синтетические и для некоторых людей могут быть аллергенами, такие исследования я видел. Однако контрольные дозы, которые добавлялись мышам и людям в клинических испытаниях, были достаточно большими, гораздо больше, чем в стандартной упаковке Coca-Cola.
— Но производители сообщают, что решили прекратить поставку Coca-Cola Light, потому что она очень плохо в нашей стране продается. Как вы считаете, каково будущее Coca-Cola Zero?
— Как ни странно, я считаю, что у нее хорошее очень будущее. В нашей стране не любят каких-то промежуточных вариантов. У нас либо "черное", либо "белое", либо гуляем и пьем настоящую Coca-Cola, либо уж сидим на диете и пьем с нулем калорий, а не Light. Мне кажется, что большие перспективы у этого напитка, потому что его можно рекламировать не как легкий, а как абсолютно бескалорийный.
— А почему наши вкусовые потребности так отличаются от США и Европы — там достаточно высокий процент, если не ошибаюсь, около 40% населения, пьют именно Coca-Cola Light, а мы как-то не полюбили?
— Тут двойственная ситуация. С одной стороны, у нас очень массированная была атака на сахарозаменители в свое время, начиная с конца 90-х годов. Не знаю, кто уж проводил эту кампанию. Поэтому в головах у людей отложилось, что сахарозаменители и продукты, которые их содержат, вредны. С другой стороны, в США, в западном мире есть установка умеренности, и маркетологи часто ее используют. В России работают рекламные, маркетинговые кампании, направленные на дифференциацию, на то, чтобы абстрагироваться полностью от привычного продукта и перейти на новый. Все шоковое, все новое, все "черное" вместо "белого" в России продается хорошо.
— Ваш прогноз: насколько все-таки новый продукт будет востребован россиянами? Можно в процентном соотношении?
— Зависит от усилий компании-производителя, но я думаю, что 5-7% через три года рынка они смогут отвоевать. Но не только, возможно, Coca-Cola Zero, а весь набор напитков, Fanta, Sprite и все остальные.
— Это хороший показатель для Coca-Cola?
— Я уверен, что неплохой.