Музыка мифа
В концертном зале сити-парка «Град» Event-Hall впервые выступила фолк-рок-группа «Мельница», отметившая концертом собственное 15-летие.
Прошлый тур коллектива был посвящен десятилетию первого альбома «Дорога Сна», и на примере того ретроспективного выступления можно было четко проследить эволюцию творчества от чистой акустики до практически полностью электрического звука, в котором можно расслышать влияние Led Zeppelin, The Rolling Stones, Queen и Jethro Tull. В этот раз, по словам вокалистки и автора большинства песен Хелависы (Наталья О’Шей), в программе сделан упор на поиск общего, а не различий: песни плавно перетекали одна в другую (и переходы между ними бывали порой весьма интересными), а некоторые композиции были связаны одним и тем же темпом. «Мельница» решила показать, что не так уж и изменилась за эти 15 лет.
Не так уж, к слову, изменились и поклонники, хотя аудитория за эти годы значительно выросла. Поначалу группа была, что называется, широко известна в узких кругах, за счет волшебно-фэнтезийной тематики первых песен ее знали преимущественно любители полевых ролевых игр, реконструкторы и поклонники кельтской музыки. Сейчас «Мельница» в любом городе с легкостью соберет около тысячи человек, а вершина московского СК «Олимпийский» ей покорилась еще в 2009 году. Конечно, теперь среди поклонников группы не только ролевики и кельтоманы, но всех слушателей, кажется, объединяет желание хоть на миг в наш техногенный век прикоснуться к чему-то необычному.
Прозвучавшие композиции действительно укладывались в единую стилистику и не противоречили друг другу, однако в составленной музыкантами программе все же закралось некоторое лукавство. На концерте почти не было песен с первых двух альбомов, когда музыка если не по тональности и темпу, то по музыкальному оформлению порой весьма отличалась от той, что звучит сейчас. Впрочем, «старье» «Мельница» аранжировала по-новому, в большинстве песен теперь вместо акустики звучит электрогитара, и электрический звук ничуть не испортил материал, а, наоборот, добавил в него интересных красок. Кроме того, группа не отказывается от инструментов, которые и придают «Мельнице» особое звучание с первых песен до последних: духовая секция, виолончель (поначалу акустическая, теперь – электрическая) и электроарфа. Технические возможности зала и мастерство звукорежиссеров – их, а также мастера по световым эффектам группа возит с собой на все гастроли – позволили расслышать каждую ноту. Ни один инструмент не заглушал другой, что вкупе с сильнейшим вокалом Хелависы – постоянные посетители концертов «Мельницы» могут легко отметить год от года растущее мастерство певицы – стало заявкой на едва ли не лучшее выступление музыкантов в Воронеже.
Однако песни «Мельницы» едины не только музыкально. Можно взять наугад любые строчки из любых песен с любых альбомов, и окажется, что все они явно элементы одной символической реальности, которую творит Хелависа. По ее словам, группа сейчас работает над новым двухчастным альбомом с одной концепцией и сквозными музыкальными решениями: «Это будет мир, в который меня вынесло после трансформация, которая произошла в пятом альбоме «Ангелофрения». Это можно назвать космической сагой, помноженной на рыцарский роман». Какими бы новые пластинки в итоге не получились, можно уверенно утверждать, что они все равно станут элементами единого мифопоэтического орнамента «Мельницы».