Перемещение фронта
Как может измениться избирательная кампания и состав Госдумы, если предстоящие выборы в нее перенесут на сентябрь
Без видимой на то причины депутаты и чиновники начали обсуждать перенос думских выборов 2016 года. Если такое решение будет принято — как оно повлияет на избирательную кампанию и расклад сил в будущей Думе, разбиралась "Власть".
Как не менять Конституцию
В 2012 году лозунги "Перевыборы!" и "Роспуск Думы!" звучали с улиц, а представители власти, депутаты и юристы доказывали, что Конституция не предполагает ни перевыборов, ни самороспуска, ни роспуска Думы никакими методами. В мае 2015 года о досрочных выборах заговорили сами депутаты. Представители ЛДПР ошарашили коллег новостью о почти принятом решении: вероятно, впервые с 1993 года выборы депутатов Государственной думы пройдут не в декабре, а в сентябре, в так называемый единый день голосования, на три месяца раньше положенного срока. Официальный Кремль в лице Дмитрия Пескова открестился от дискуссии, а спикеры обеих палат парламента поддержали инициативу.
"Впервые мы услышали идею о досрочных выборах сразу после майских праздников, 11-12 мая. Вроде бы разговор об этом шел на праздничном приеме у президента, посвященном 70-летию Победы. До этого тема досрочных выборов если и поднималась, то чисто гипотетически и неконкретно. И никто никого ни о чем не оповещал. Затем все вышло в публичную плоскость",— рассказал "Власти" близкий к думскому руководству депутат. "Мы же не дети, не первый год в политике, мы знаем, что Жириновский озвучивает кремлевские идеи. Буквально через час после его заявления мы уже провели блицсовещание с нашими ведущими специалистами в области избирательного права",— рассказывает депутат от КПРФ Вадим Соловьев. Вопрос о переносе выборов можно считать решенным: проблема осталась только в законном оформлении идеи, добавляет близкий к администрации президента источник "Власти".
Перенос федеральных выборов даже на несколько месяцев не самая простая юридическая задача. Досрочные выборы могут пройти только в связи с роспуском Думы. Конституция предполагает два повода для этого: отставка правительства и назначение премьера, которого трижды не поддержат депутаты, или вынесение недоверия правительству депутатами. Судя по прозвучавшим комментариям, отставлять правительство (председатель которого Дмитрий Медведев по совместительству является лидером партии парламентского большинства) депутаты не собираются. Менять Конституцию — тоже. Процедуры самороспуска и досрочных выборов не прописаны ни в законе "Об основных гарантиях избирательных прав", ни в законах о статусе депутата и члена Совета федерации. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский уже предложил экстремальный способ массового самоотвода: по его мнению, для назначения досрочных выборов необходимо, чтобы все 450 депутатов, а также все, кто шел за ними в предвыборных списках в 2011 году (а таких около 3 тыс. человек), написали заявление об отказе от мандата. Вероятнее всего, проблема будет решаться переносом самих выборов, но не полномочий депутатов, то есть изберутся новые депутаты в сентябре 2016 года, а приступят к обязанностям уже в январе 2017-го. Такого варианта, правда, тоже действующим законодательством не предусмотрено.
Зачем нужны перемены
В дискуссии о законодательном оформлении досрочных выборов ни представители власти, ни сами депутаты не могут ответить на вопрос, зачем именно надо это делать. Спикер Думы Сергей Нарышкин апеллировал к принятию закона о федеральном бюджете: "Есть много аргументов в пользу того, чтобы новый бюджет принимался составом депутатского корпуса, который будет в ответственности за его реализацию". Правда, в момент заявления сам Нарышкин находился в командировке в Токио и мог еще не услышать последнего обсуждаемого варианта реформы: принимать новый бюджет все равно придется депутатам предыдущего созыва. Еще один аргумент тоже касался бюджета, точнее, экономии бюджетных средств: так, по словам депутата от "Единой России" Николая Ковалева, совмещение федеральных и региональных выборов в сентябре позволит сэкономить на проведении этих выборов. Но по действующему законодательству в год проведения федеральных выборов кампании и так совмещаются в один день по принципу "большие выборы поглощают меньшие": по пока еще не измененным правилам региональные выборы 2016 года прошли бы в декабре вместе с думскими. Затраты на выборы в Госдуму 2011 года составили 7,1 млрд руб., на проведение кампании по выборам в федеральный парламент в 2016 году должно быть затрачено 14,3 млрд руб. Глава ЦИКа Владимир Чуров уже заявил, что речь об экономии не идет: "Ровно те же деньги будут потрачены".
Вероятнее всего, ответ на вопрос о целесообразности лежит не в области государственного управления или финансовых расчетов, а в самих выборах. "Мы сразу после первых заявлений начали смотреть и просчитывать, пришли к однозначному мнению, что досрочный перенос выборов выгоден только "Единой России"",— сетует коммунист Соловьев. "Перенос единого дня голосования на второе воскресенье сентября не в интересах никаких партий, кроме партии "Единая Россия"",— уверен вице-спикер Госдумы от "Справедливой России" Николай Левичев.
День голосования, а значит, и время проведения агитационной кампании — фактор, который влияет прежде всего на явку избирателей и их интерес к этим выборам. Летом, в период дачного отдыха и отпусков, любая агитация, как и любая информация, менее заметна для избирателя. "Мы летом работаем с листовками и путем устной агитации, а у единороссов обычно телевидение и радио. Доехать до людей на дачах с листовкой тяжело, а телевизор на даче сегодня практически у всех",— объясняет Соловьев. В сам день голосования (второе воскресенье сентября) люди или еще на дачах, или не вернулись из отпусков. Опасения по поводу электорального поведения дачников и путешественников подтверждаются результатами региональных кампаний. Например, осенью 2014 года проходили выборы в 11 законодательных собраний. В восьми из этих регионов предыдущие аналогичные выборы пришлись на март. В семи из этих восьми явка осенних выборов-2014 была на 5-13% ниже, чем на предыдущих выборах того же уровня, но весной. Особенно сезонные изменения в электоральном поведении заметны в крупных городах. Так, в Москве думские выборы 2003, 2007 и 2011 годов привлекали 58%, 55% и 61% избирателей соответственно. Выборы, приходившиеся на осень, оказались куда менее интересны москвичам: явка на выборах в Мосгордуму 2009 года составила 35%, на выборах мэра Москвы в 2013 году — 32%, на выборах в Мосгордуму в 2014-м — 21%. Даже учитывая тот факт, что региональные кампании традиционно менее интересны, чем федеральные, разница в два раза значительна (в других регионах разница явки на федеральных и региональных выборах не превышает 5-15%).
За три года проведения выборов в осенний единый день голосования единороссы улучшили свои результаты по сравнению с выборами-2011
Одновременно с пониженной явкой в ряде регионов в 2014 году улучшились и результаты "Единой России": как по сравнению с предыдущими, весенними, выборами, так и по сравнению с процентами, полученными партией на думских выборах в тех же регионах. В целом за три года проведения выборов в осенний единый день голосования единороссы значительно улучшили свои результаты по сравнению с выборами-2011 (при общем серьезном сокращении явки на выборы по сравнению с тем же декабрем-2011). "Цель у этого переноса только одна — низкая явка за счет демобилизации протестного электората. Низкая явка означает, что активнее всего на выборы придет ядерный электорат партий. Выборы последних двух лет показали, что это работает против системной оппозиции: приходят конформисты от власти и самые идейные от остальных",— говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. "Снижение явки нужно не для того, чтобы избиратели не проголосовали за каких-то страшных кандидатов — страшных до выборов и так не допустят. А для того, чтобы провести с нужным результатом своих. Чем меньше людей придет, тем легче это сделать",— уверена доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман.
Кто угрожает "Единой России"
Судя по публикуемым опросам, угрозы власти на выборах действительно пока нет. Сейчас без сбора подписей в выборах участвовать могут 14 партий из 75 зарегистрированных в Минюсте. Это четыре парламентские партии, "Яблоко" (набравшее более 3% на прошлых думских выборах) и партии, у которых есть хотя бы один мандат в заксобраниях: "Правое дело", "Патриоты России", "Гражданская платформа", "Коммунисты России", "Родина", Партия пенсионеров за справедливость, РПР--ПАРНАС, "Зеленые" и "Гражданская сила". Всем остальным придется собрать для регистрации не менее 200 тыс. подписей (не более 7 тыс. в одном субъекте), что является практически заградительным барьером для маленьких партий. Из них на серьезные электоральные результаты тоже пока никто не претендует: по данным "Левада-центра", в апреле 2015 года за "Единую Россию" проголосовали бы 44% граждан (63% из определившихся с выбором), 12% отдали бы голоса за КПРФ, 5% — за ЛДПР, 3% — за "Гражданскую платформу", 2% — за "Справедливую Россию"; "Патриоты России", Партия прогресса Алексея Навального, РПР--ПАРНАС Михаила Касьянова, "Альянс зеленых" Олега Митволя и "Яблоко" Сергея Митрохина не набирают и по проценту симпатий. 16% избирателей говорят, что не стали бы принимать участие в выборах, еще 14% не определились со своей позицией.
Риск голосования за неожиданных участников (кроме привычной парламентской четверки) у власти все же есть: в 2011 году голоса неопределившихся и противников "Единой России" распределились между тремя представителями парламентской оппозиции во многом благодаря протестному голосованию. За время работы Думы шестого созыва разница между партией большинства и ее формальными оппонентами настолько стерлась, что любое протестное голосование будет не в пользу ни одной из системных думских партий. Да и сами планы по понижению явки могут не оказаться успешными: в 2013 году ложная ставка на пассивность протестного электората привела к неожиданным для власти результатам на выборах мэра Москвы: избиратели Алексея Навального оказались организованными и принесли своему кандидату 30% голосов, избиратели Сергея Собянина, напротив, оказались крайне пассивны.
Кто будет номером один
Сдвиг даты выборов и, соответственно, сроков проведения кампании в итоге может повлиять на общую конструкцию выборов. Если с парламентскими партиями и лидерами их избирательных списков вопрос вроде бы решенный, то кто станет номером один в списке "Единой России" — вопрос пока открытый. Если перенос выборов на сентябрь действительно означает ставку на максимально тихую кампанию, то кураторы избирательного процесса постараются привлечь к ней как можно меньше внимания: никакой громкой борьбы с пятой колонной и, возможно, никаких триумфальных съездов с речью президента в пользу партии "Единая Россия". Вся агитационная кампания (и съезды с выдвижением списков) придется на сезон летних отпусков и пройдет формально. Однако избранные по партийным спискам составят лишь половину состава будущей Думы: следующие выборы пройдут по смешанной системе, то есть 225 депутатов пройдут от одномандатных избирательных округов. И именно на эту часть претендует "Общероссийский народный фронт" (ОНФ) — созданная накануне выборов 2011 года организация в поддержку Владимира Путина, не имеющая статуса политической партии, но имеющая несколько партий в своем составе. Именно ОНФ в сдвинутых сроках проведения кампании получит наибольшие агитационные преференции. Именно на площадке ОНФ, скорее всего, пройдет предварительное голосование по выдвижению кандидатов от "Единой России" и не только. Праймериз не подпадают под закон об агитации и могут начаться раньше, чем кампания партий. Предполагается, что одномандатники, которые станут выдвигаться под брендом ОНФ, будут не только из числа единороссов и "ОНФ", но и из числа других партий вроде "Родины" или "Патриотов России". К сотрудничеству с "Общероссийским народным фронтом" в плане выдвижения кандидатов по одномандатным округам уже приготовилась "Справедливая Россия". "В таком альянсе сочетаются возможности для ОНФ выдвигать одномандатников от партии без сборов подписей, а одномандатник от партии получает медийные и ресурсные возможности от "Народного фронта". Это в том числе возможность не соперничать с другой кандидатурой "Народного фронта", в том числе по общим социальным темам",— описывает выгоду союза Левичев из "Справедливой России". Именно ОНФ, как надпартийной структуре, может в итоге оказать формальную поддержку Владимир Путин, как надпартийный президент.
Предполагается, что одномандатники, которые станут выдвигаться под брендом ОНФ, будут не только из числа единороссов, но и из числа других партий
Опыт работы Государственной думы шестого созыва показал, что для решения государственных задач парламентская оппозиция не помеха: в политически принципиальных вопросах все четыре фракции были в голосовании едины. А вот избранными по одномандатным округам депутатами централизованно управлять будет сложнее. "На списочника (депутата, избранного по партийным спискам) легче надавить, а мандат легче отобрать — на его место просто придет следующий в списке. В случае с одномандатником придется проводить выборы заново: опять искать человека, опять вкладывать деньги, опять тратить ресурс. С одномандатниками играть в игры будет сложнее, и стоить это будет дороже",— описывает потенциальные угрозы для работы с депутатами Шульман.
Вероятно, для Кремля результат "Единой России" важен, но непринципиален: принципиален вопрос конституционного большинства в сотрудничестве с любыми партиями и верными одномандатниками. Таким образом, вся кампания "Единой России" ляжет на плечи самой партии, а Кремль наиболее пристальное внимание будет уделять ОНФ и его кандидатам по одномандатным округам. Уже сейчас "Народный фронт" позиционирует себя как главный оппонент местных властей, критикуя губернаторов за госзакупки и пиар. В дальнейшем эта стратегия может быть использована и на выборах, где кандидаты от ОНФ будут идти формально независимо и даже с критикой местных списков и местных властей. "Вряд ли речь идет о том, чтобы как-то специально наказать "Единую Россию" или снизить ее результаты на выборах. Власть действует в тех обстоятельствах, в каких она себя обнаружила. Эти обстоятельства — падение партийного рейтинга. Кризис идет, а Думу надо наполнять",— говорит Шульман.
Кто будет в регионах
Если вопрос с лидером списка номер один будет решаться до последнего, то к региональной части выборов Кремль начал готовиться сразу после возвращения прямых выборов губернаторов в 2012 году, ежегодно назначая по несколько досрочных выборов глав регионов. Всего за 2012-2014 годы через процедуру прямых или непрямых выборов (голосование депутатов местного парламента по представлению президента) прошли 48 глав регионов. О 21 избирательной кампании объявлено в этом году. 26 кампаний было назначено раньше положенного времени (то есть до окончания установленного законом срока полномочий губернаторов), только в этом году досрочно на выборы идут 11 глав регионов. Одна из целей большого количества досрочных выборов, проводившихся в последние три года, в том, чтобы к 2016 году избирательным процессом на местах руководили проверенные люди, не меньше двух лет работающие в регионе. За 2013-2014 годы семь субъектов получили "варягов". Красноярский край — Виктора Толоконского, пересевшего из кресла сибирского полпреда, Ставропольский край — Владимира Владимирова из Ямало-Ненецкого АО, Волгоградская область — Андрея Бочарова из Брянска, Орловская область — брянского коммуниста Вадима Потомского, Забайкальский край — "эсера" Константина Ильковского, Владимирская область — Светлану Орлову, Московская — Андрея Воробьева. В этом году из семи новых глав регионов сторонними можно назвать лишь двоих — Олега Кожемяко, прежнего амурского губернатора, заменившего отставленного по утрате доверия Александра Хорошавина в Сахалинской области, и Александра Левинталя в Еврейской автономной области. Главная же причина, которой Кремль объяснял важность вала досрочных выборов — разгрузка большого числа выборов губернаторов, которые прошли бы в 2016 и 2017 годах: о такой стратегии еще в 2012 году писал курируемый Кремлем фонд ИСЭПИ под руководством Дмитрия Бадовского. По мнению авторов доклада, в котором был предложен массовый перенос губернаторских кампаний, если бы губернаторы выбирались в 2017 году, после выборов в Государственную думу, то у них появились бы сильные конкуренты из числа тех, кто избирался в одномандатных округах в их регионах. А это, в свою очередь, ведет к "рискам дестабилизации политической системы накануне президентских выборов в марте 2018 года". Сейчас, после нехитрых манипуляций с переносами, одновременно с думскими выборами в 2016 году пройдет лишь четыре губернаторских кампании (главу Чечни выберут депутаты), в 2017-м, накануне президентских выборов, будут избираться еще 17 губернаторов (без переноса таких было бы 7 и 30 соответственно). Впрочем, от груза региональных избирательных кампаний выборы-2016 губернаторские перетасовки не избавят: одновременно с думскими выборами по плану пройдет еще 38 выборов в региональные парламенты — те, что избирались весной и зимой 2011 года. В 2011 году это оказались далеко не самые лояльные партии власти регионы: в 30 из них результат "Единой России" не превысил 50%. "Каждая дополнительная кампания работает против сценария низкой явки. Чем больше кампаний одновременно, тем большая мобилизация. Грубо говоря, вы берете избирателя за руку и приводите не только на думские выборы, но и на голосование за региональные парламенты",— описывает Кынев.
"Та система, которая сейчас есть, и так гарантирует управляемый результат, так что перенос выборов не изменит сути. Вопрос не в том, будет или не будет большинства у "Единой России" в Думе, вопрос в глобальности этого большинства. Стоит ли ради этого переносами дискредитировать институт выборов в принципе, совершенно непонятно. Это какой-то бюрократизм: когда нечего делать, надо выдумать себе дополнительную работу",— резюмирует Кынев итоги дискуссии о необходимости срочных изменений правил выборов-2016.