Уральский Чайковский
Часть своего детства великий российский композитор Петр Ильич Чайковский провел в городке Алапаевске Свердловской области. Об этом небольшом, но от этого не менее важном периоде жизни юного музыканта говорится незаслуженно мало. Именно здесь будущий композитор провел последние беспечные дни своего отрочества, все больше осознавая свою связь с музыкой и делая первые шаги в самостоятельном творчестве. В честь 175-летнего юбилея со дня рождения великого композитора 2015 год в Свердловской области объявлен Годом Чайковского под слоганом «Чайковский ближе, чем ты думаешь».
На территории Большого Урала к Петру Ильичу Чайковскому особенное отношение. Он родился и провел первые годы жизни в Удмуртии, а свое беззаботное детство оставил в Свердловской области: из Алапаевска 10-летний Петр уехал обучаться в Санкт-Петербург, где тяжело переживал расставание с горячо любимой матерью. «Чайковский — гордость не только всей страны, но и конкретно Свердловской области, ведь именно с Уралом, с Алапаевским районом, связаны его детские воспоминания», — напоминает областной министр культуры Павел Креков.
На Средний Урал семья Чайковских приехала в 1849 году после назначения отца будущего композитора Ильи Чайковского управляющим Алапаевским железным заводом (впоследствии управлял всем городским округом). Семья поселилась в двухэтажном особняке рядом с Алексеевским собором у реки Алапаевка. О времени, проведенном юным Петром Чайковским на Среднем Урале, обычно говорят мало. Однако уральцы отмечают: прожитые здесь 15 месяцев с мая 1849 по август 1850 года запомнились композитору и отразились впоследствии на его творчестве. Считается, что под влиянием алапаевского периода создан в том числе «Детский альбом».
Ближе к композитору
Совсем недавно, 7 мая, мир праздновал 175-ю годовщину со дня рождения Петра Ильича. В Алапаевске к этому событию долго готовились и отметили с размахом — с 5 по 7 мая в городе проходил III Фестиваль имени композитора, торжественно открылся после реконструкции Дом-музей Чайковского (филиал Свердловского областного краеведческого музея), состоялись костюмированные гулянья и выступление местных творческих коллективов.
«Казалось бы, куда ближе? Вся наша жизнь с детства пронизана музыкой Чайковского — „Детский альбом”, „Щелкунчик”, „Лебединое озеро”, „Спящая красавица”», — рассуждает народный артист Юрий Розум на праздновании юбилея в Алапаевске, который он посетил впервые. «Но приезжаешь сюда и видишь комнаты, в которых жила его семья, места, где он бегал мальчишкой и впитывал эмоции, которые потом выплеснул в своей великой музыке. У нас так много гениальных творцов, что мы иногда относимся к этому как к самому собой разумеющемуся. Но мы должны ценить наше наследие именно так, как это делают здесь, в Алапаевске», — добавляет пианист.
Дом-музей Чайковского в Алапаевске открылся в 1965 году по инициативе художника и музыканта Веры Городилиной. До этого в алапаевском жилище Чайковских находилась музыкальная школа, в которой основатель музея работала преподавателем. Вера Городилина серьезно занялась изучением алапаевского периода жизни композитора, провела большую работу в архивах, благодаря чему сегодня алапаевский музей входит в число трех значимых в России. «Как правило, говоря о музеях Петра Ильича, называют Воткинский музей-усадьбу, где композитор родился, Клинский музей-заповедник — последнее его пристанище и наш Дом-музей, где юный Петр Чайковский, играя с упоением на рояле фирмы Wirth, осознал в полной мере, насколько велика роль музыки в его жизни», — рассказывает заведующая алапаевским музеем Елена Черемных. Музей изначально имел не только мемориальную экспозицию о детстве Петра Чайковского, но и коллекцию музыкальных инструментов народов мира, среди которых есть как старинные рояли фирм Wirth и Gebauhr, так и необычные инструменты вроде фисгармонии, симфониона, флексатона и других. Коллекция инструментов, звук многих из которых экскурсоводы демонстрируют во время посещения дома, позволила культурному учреждению стать в этом году членом Ассоциации музыкальных музеев, чем в Алапаевске очень гордятся.
«Мы наследники и преемники великой культуры, которая создавалась в том числе музыкой Петра Ильича Чайковского. Это человек, музыка которого является визитной карточкой России уже много лет, и то, что он связан с алапаевской землей, обязывает нас ко многому. В первую очередь — к памяти», — подчеркнул Павел Креков во время церемонии открытия обновленного Дома-музея. Он напомнил, что в эти дни учреждение празднует 50-летний юбилей со дня своего основания. «Мы постарались обновить музей к этой дате и будем стараться поддерживать его в таком достойном состоянии», — пообещал министр.
За время реконструкции, которая началась в феврале 2015 года, полностью обновлен фасад здания: стены отремонтированы и перекрашены из голубого в соответствующий времени Петра Ильича оранжевый цвет, отреставрированы элементы декора дома. Облагорожена приусадебная территория: во дворе появились дорожки и цветники, у дома — брусчатка. Внутри здания после ремонта появились качественная отделка и новые элементы декора. Всего на ремонтные работы из областного бюджета выделено около 7 млн рублей.
Как рассказывает Елена Черемных, дом давно ждал ремонта. «Последнее капитальное обновление вместе с открытием новой экспозиции было в 2006 году. У нас довольно много посетителей, поэтому ремонт был просто необходим», — рассказывает работник музея. По ее словам, помимо земляков, из года в год большой интерес к музею проявляют иностранцы. Чаще всего приезжают гости из Китая, есть гости из Франции, Великобритании, Германии, Португалии, Аргентины, Бразилии, США, Японии.
Ближе к искусству
После «физического» ремонта изменилось и наполнение музея. Специально к юбилею композитора и к торжественной церемонии открытия в мезонине дома подготовили выставку «Чайковский и театр», включающую в себя эскизы известных театральных художников к спектаклям композитора. Экспозиция была привезена из Воткинского музея-усадьбы и стала первой привозной выставкой. Работники музея рассказывают, что отныне намерены устраивать обменные выставки регулярно.
Кардинально обновлять экспозицию, как это часто делают в музеях после ремонта, в Алапаевске не стали. С одной стороны, кажется, всю возможную информацию о столь недолгом пребывании в этом доме Петра Чайковского работники музея уже собрали. С другой стороны, экспозиция сейчас довольно информативна и, что важно, интерактивна. Во время экскурсии посетителям демонстрируются не только фотографии и документы, связанные с пребыванием в доме семьи Чайковских, реконструкции интерьеров комнат и предметы быта того времени, но и мультфильмы, аудиозаписи, примеры звучания музыкальных инструментов. В частности, попробовать расслышать музыку можно в звуках старенького механического органа времен Петра Ильича. По словам работников музея, именно на таком органе маленький Петр впервые услышал произведения Моцарта и очень любил этот инструмент.
Пожалуй, главная проблема музея сегодня — отсутствие средств на реставрацию инструментов. Сейчас научные сотрудники Свердловского краеведческого музея ведут переговоры с московскими и мюнхенскими реставраторами о работах над реставрацией механического органа. В списке на реставрацию еще десятки инструментов, к которым в каждом случае нужен индивидуальный подход. Но сами работники музея настроены оптимистично и готовятся многое изменить в интерактивном наполнении музея. «В перспективе — проект интерактивного звучания, чтобы посетители имели возможность послушать инструменты музея. Мы провели большую подготовительную работу по поиску звучания многих инструментов, находящихся в нашей коллекции, и надеемся воплотить этот проект в жизнь», - рассказывает Елена Черемных.
В день открытия после ремонта музей казался очень современным и «живым». Помимо информационного и интерактивного наполнения в музее позаботились и о развлекательной составляющей, что в маленьких городах часто забывают. У музея появилась своя сувенирная продукция, а для еще большего привлечения гостей работники придумали интересный маркетинговый ход: нашли рецепт шоколада — не «для галочки», а действительно вкусного — в традициях середины XIX века, и теперь угощают им всех своих посетителей из сувенирных чашек. Те, кому шоколад особенно понравился, могут приобрести открытку с рецептом напитка.
Ближе к празднику
Открытие обновленного дома-музея — далеко не единственное мероприятие, приуроченное к юбилею великого композитора. Алапаевск принял у себя III Фестиваль П.И. Чайковского, который в юбилейном году прошел с размахом: концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением маэстро Энхэ, выступившего с пианистом Алексеем Набиулиным, камерный концерт и мастер-классы пианиста Юрия Розума и кларнетиста Игоря Федорова, а также уникальные творческие встречи, презентации, конкурсы и многое другое. 7 мая Свердловская и Московская филармонии, XIV Московский пасхальный фестиваль и телеканал «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представили специальный проект. В исполнении Дениса Мацуева и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучали все фортепианные концерты Петра Ильича Чайковского. Концертная программа транслировалась одним из французских телеканалов на весь мир.
Но и это еще не все. Завершилась только весенняя часть фестиваля, приуроченная ко дню рождения композитора. Согласно региональному плану мероприятий, утвержденному свердловским губернатором Евгением Куйвашевым, жителей и гостей города ждут и другие праздничные концерты, музыкальные фестивали и конкурсы, культурно-просветительские акции и музейно-выставочные проекты. Например, летний фестиваль Чайковского включен в официальную культурную программу международной выставки промышленности «Иннопром-2015».
Министр Креков считает, что многочисленные мероприятия позволят жителям Среднего Урала узнать о том, что Чайковский был связан с регионом. «Просветительская задача является одной из важнейших в плане юбилейных мероприятий», — подчеркивает он. Именно поэтому для Года Чайковского был выбран слоган «Чайковский ближе, чем ты думаешь», в котором есть указание как на территориальную близость композитора к Алапаевску, так и на открытость и близость его творческого наследия широкому кругу слушателей.
Творчество
Петр Ильич Чайковский — один из величайших российских композиторов, занявший важное место в мировой истории музыки. Помимо сочинительства музыки занимался дирижерской, педагогической, музыкально-общественной и журналистской деятельностью. Автор более восьми десятков произведений, в том числе десяти опер и трех балетов. Его произведения — концерты, симфонии, сюиты, программная симфоническая музыка, балеты, оперы и романсы представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Среди самых известных произведений Петра Ильича Чайковского — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», оперы «Воевода», «Опричник», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
Биография
Петр Ильич Чайковский родился в городе Воткинск Вятской губернии (ныне находится на территории Удмуртской Республики) 7 мая 1840 года. Был вторым ребенком в семье инженера Ильи Петровича Чайковского, бывшего в то время начальником Камско-Воткинского завода, и Александры Андреевны Ассиер. За два года до Петра родился его старший брат Николай, через два года после его рождения — младшие сестра и брат Александра и Ипполит. В 1849 году Илью Чайковского назначают начальником Алапаевского железного завода, и семья переезжает в Алапаевск. Здесь в 1850 году рождаются младшие братья Петра Чайковского Анатолий и Модест. В этом году Петр покидает дом в Алапаевске, чтобы поступить в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. После его окончания получает чин в Министерстве юстиции, однако не бросает занятия музыкой в свободное время. В 1860-х годах он учится в Петербургской консерватории, работает профессором консерватории в Москве. В 1870–80-х годах Петр Чайковский пишет свои самые известные произведения и получает широкую известность в России и за границей. В частности, с оглушительным успехом дает несколько концертов в США, где выступает дирижером своих произведений. Последние годы жизни великий музыкант провел в окрестностях подмосковного города Клин, где арендовал уединенные усадьбы с 1885 года. Композитор скоропостижно скончался 6 ноября 1893 года в санкт-петербургской квартире брата Модеста — считается, что за несколько дней до этого он заразился холерой, выпив некипяченую воду.