Москва находит себя бедной
Столичные власти считают недостаточными трансферты из центра
Мэр Москвы Сергей Собянин просит федеральное правительство скорректировать систему межбюджетных трансфертов, из-за несовершенства которой город недополучает средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и ряд других отчислений центра. По мнению мэра, индекс бюджетных расходов, определяющий цену оказываемых гражданам услуг, не учитывает высоких московских зарплат,— это приводит к занижению объема трансфертов Москве.
Как следует из имеющегося у "Ъ" письма Сергея Собянина премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, столичные власти недовольны одним из положений действующей системы межбюджетных трансфертов. Речь идет о правилах исчисления индекса бюджетных расходов — показателя, широко используемого при определении размеров дотаций, субвенций и субсидий. Этот индекс фиксирует разницу в расходах регионов при оказании одинаковых услуг населению в расчете на одного жителя. Он призван учитывать уровень оплаты труда работников бюджетной сферы на разных территориях, то есть фактически должен показывать, во сколько государству обходится та или иная услуга, оказываемая гражданину в этом регионе.
Однако по действующей еще с 2004 года методике индекс рассчитывается так, как будто все бюджетники продолжают получать зарплату в привязке к единой тарифной сетке. Отличия есть только для регионов, применяющих установленные федеральным законодательством повышающие территориальные коэффициенты. В столице оклады в бюджетном секторе выше средних по стране — так, по данным Росстата, в первом квартале 2015 года зарплата педагогов составляла 62 тыс. руб. в Москве и 31 тыс. руб. в среднем по России, врачей — 70 тыс. и 44 тыс. руб. соответственно. Однако при применении индекса бюджетных расходов в его нынешнем виде стоимость оказания бюджетной услуги потребителю в Москве оценивается на 5% ниже, чем в среднем по стране. При этом расчетная бюджетная обеспеченность в столице оказывается в 2,5 раза выше среднероссийской. Из-за этого Москва недополучает средства из ФОМСа и ряд других трансфертов из федерального бюджета, указывает московский мэр. "Некорректный индекс бюджетных расходов искажает уровень бюджетной обеспеченности регионов и представление об их возможностях по выполнению своих полномочий",— пишет Сергей Собянин. Он просит премьера поручить Минфину подготовить изменения в методику расчета индекса, которые учитывали бы реальные зарплаты в регионах.
Москва — регион-донор, и поэтому доля трансфертов из центра в ее бюджете невелика — 2,45% по итогам 2014 года (по данным Минфина). В среднем же по России показатель составляет 17,67%, по некоторым субъектам достигает 80%. Дотаций Москва не получает, а на субсидии, субвенции и иные трансферты в целом в 2014 году пришлось 38 млрд руб. Впрочем, главный источник внешних поступлений — ФОМС. Согласно закону о бюджете фонда на 2015-2017 годы, московский территориальный фонд медстраха на обеспечение расходных обязательств в 2015 году должен получить 141 млрд руб. (это десятая часть субвенций, выделяемых на эти цели в целом по стране).
В московском правительстве "Ъ" не смогли назвать цену вопроса: какой именно суммы трансфертов сейчас недосчитываются столичные власти. Представитель Минфина РФ в ответ на запрос "Ъ" напомнил, что все предложения, связанные с внесением изменений в методику распределения и предоставления межбюджетных трансфертов, выносятся на трехстороннюю комиссию по вопросам межбюджетных отношений (правительство, Госдума, Совет федерации). "Минфин России готов рассматривать и обсуждать такие изменения с субъектами РФ, так как данная корректировка может привести к значительному перераспределению дотаций между отдельными регионами",— сообщили в ведомстве.
Проблема регионов и ФОМС напрямую связана с проблемой финансирования социальных расходов в отношении незарегистрированных безработных и занятых в теневом секторе. Вчера Роструд подтвердил, что в социальном блоке правительства обсуждается возможность введения оплаты государственных соцуслуг для занятых в "тени" (см. подробнее "Онлайн"). Впрочем, по данным "Ъ", такие инициативы, впервые сформулированные Минтрудом в 2013 году, на сегодняшний день не оформлены в законопроектах или концепциях законопроектов.
При этом Москва с момента прихода Сергея Собянина в руководство города отказалась продолжать начатую в 1995 году предшественником нынешнего мэра Юрием Лужковым постоянную кампанию "выбивания" из Минфина трансфертов (в основном на строительство метро). Видимо, масштабы дисбалансов в городских финансах, формируемых трансфертными методиками Минфина, в мэрии сейчас оценивают как весьма серьезные.