Убийство бизнесмена раскрыли через 20 лет
О его судьбе рассказали отбывшие сроки "щелковские"
Как стало известно "Ъ", следственная группа ГСУ СКР Мособласти, разбирающаяся с деятельностью банды Александра Матусова (Басмач) из Щелковского района Подмосковья, выяснила судьбу бизнесмена, пропавшего более 20 лет назад. Его погребенные под слоем бетона останки нашлись в подвале здания базы Райпотребсоюза, расположенного в самом центре Щелково. Следствию известно, кто совершил преступление, однако привлечь подозреваемых к ответственности будет сложно.
Как пояснил "Ъ" близкий к расследованию уголовного дела Басмача и его подручных источник, розыски бизнесмена Дмитрия Годыны, специализировавшегося на проведении финансовых операций и исчезнувшего 25 марта 1994 года, в планы группы не входили. Сразу после пропажи коммерсанта его жена написала обычное в таких случаях заявление, указав, что вечером они собирались пойти в ресторан, однако поступивший телефонный звонок заставил мужа изменить планы. Он быстро собрался и "уехал, не сказав куда". Выяснить его судьбу следователям удалось, можно сказать, случайно.
Собирая доказательства в отношении одного из лидеров щелковской ОПГ Александра Матусова, много лет скрывавшегося в Таиланде и выданного России летом прошлого года, следователи допрашивали всех его бывших подельников, в число которых попали двое уже отсидевших свои сроки. Они пояснили, что находящийся сейчас под следствием Басмач и его люди были лишь одной из щелковских бригад, контролируемых криминальными авторитетами районного уровня. Последние избежали проводившихся в районе в 2000-х годах зачисток.
"Эти люди по-прежнему опасны, поэтому прошу следствие сохранить мои данные в тайне",— отметили в своих показаниях оба свидетеля. Выполняя их просьбы, следствие присвоило им оперативные псевдонимы — Сукачев и Барабанов.
По данным этих свидетелей, в марте 1994 года "авторитеты" вызвали их в здание базы щелковского Райпотребсоюза, расположенное в самом центре города, возле железнодорожной станции. Помещения огороженной металлическим забором базы группировка, как утверждают свидетели, использовала в то время для проведения переговоров с коммерсантами, а в подвале здания боевики упражнялись в стрельбе. Войдя в подвал, свидетели, по их словам, увидели там большую группу людей, а также сидевшего перед ними на скамейке и прикованного к ней наручниками человека по имени Дмитрий. Как пояснили Сукачев и Барабанов, они несколько раз видели его в компании "щелковских" и знали, что он живет в Москве и занимается там коммерцией. На лице у Дмитрия были видны свежие следы побоев. Разговор, который вели с ним трое главарей местной группировки, шел "на повышенных тонах" и касался некоего долга $20 тыс., которых у пленника, по его словам, не было.
Как следует из показаний Барабанова, один из присутствующих нанес должнику удар ногой в голову, после которого тот "захрипел, его голова обвисла, а тело скрючилось". Убедившись, что пленник мертв, лидеры разрешили покинуть помещение всем желающим — в их числе оказались и свидетели. Как рассказали им оставшиеся после экзекуции бандиты, тело коммерсанта раздели, руки и лицо трупа облили кислотой, чтобы затруднить возможную идентификацию, затем положили останки в выдолбленную здесь же неглубокую могилу и забетонировали их в уровень с полом подвала. "Меня и остальных пригласили в подвал показать, что будет с теми, кто пойдет против лидеров группировки",— отметил свидетель Барабанов.
Проверяя показания засекреченных свидетелей, оперативники и следователи ГСУ СКР по Мособласти отправились в Щелково, обнаружили по указанному адресу чудом сохранившееся ветхое здание Роспотребсоюза и достали из-под бетонной стяжки останки. Проведенная молекулярно-генетическая экспертиза уже установила, что в подвале был захоронен труп пропавшего Дмитрия Годыны. По факту его убийства следователи ГСУ возбудили уголовное дело. В ближайшее время планируется начать допросы упомянутых в показаниях лидеров группы, которые за прошедшие с момента убийства более чем 20 лет стали вполне законопослушными гражданами, легализовавшись в бизнесе, административных и даже выборных структурах районного уровня.
Следует отметить, что судебная перспектива этого расследования неочевидна: по закону привлекать человека к ответственности за тяжкое преступление можно лишь в течение 15 лет. Однако сроки давности, согласно п. 4 ст. 78 УК РФ, могут быть продлены судом для совершивших преступления, карающиеся смертной казнью или пожизненным заключением. На это и рассчитывает следствие — в ГСУ убийство Дмитрия Годыны квалифицируют как умышленное, совершенное в корыстных целях группой лиц по предварительному сговору (п. "а" и п. "н" ст. 102 УК РСФСР). Отметим, что по этой же статье старого Уголовного кодекса, предусматривающей исключительную меру наказания, ГСУ обвиняло подельников Басмача, убивших четырех представителей конкурирующей группировки в 1996 году, и Мособлсуд тогда согласился со следствием, назначив обвиняемым внушительные сроки.