Кризис возраста выше среднего
Анна Сотникова об Але Пачино в фильме «Манглхорн»
В прокат выходит «Манглхорн» — непритязательный, но крайне обаятельный фильм Дэвида Гордона Грина про стареющего специалиста по замкам, который никак не может найти ключ от своего сердца
Анджело Манглхорн (Аль Пачино) — его, впрочем, никто не называет по имени,— специалист по замкам, угрюмый человек пенсионного возраста, который ведет размеренную одинокую жизнь где-то в Техасе. Он нянчится со своей персидской кошкой и постоянно пишет безответные письма бывшей возлюбленной Кларе — когда-то они были вместе, но он неправильно расставил приоритеты, и им пришлось разойтись. Клара так и осталась главной женщиной всей его жизни — эта мысль не дает Манглхорну покоя и мешает спать по ночам. Единственные его контакты с внешним миром, помимо рабочих вылазок к людям, которые захлопнули дверь машины, оставив ключи внутри,— это дешевая столовка, банк по пятницам и фестиваль блинчиков. Еще Манглхорн ходит в зал игровых автоматов, где как-то встречает бывшего игрока бейсбольной команды (Хармони Корин, который ведет себя, как герой фильмов Хармони Корина), которую он тренировал, когда был помоложе,— тот теперь открыл массажный салон с пятью горизонтальными соляриями и активно зазывает бывшего тренера сходить с ним в клуб. Сотрудница банка, импозантная владелица пуделя (Холли Хантер), тем временем строит на Манглхорна планы, пытаясь вытащить его на свидание.
Вот, в общем-то, и все. "Манглхорн" полностью лишен какого-либо саспенса, а сюжет ограничивается душевными мытарствами главного героя. Дэвид Гордон Грин, успевший переквалифицироваться из режиссера тихих независимых фильмов о проблемах американской провинции в автора лихих комедий под патронажем студии Апатоу и обратно, в третьем фильме подряд продолжает вглядываться в население штата Техас. На этот раз — при помощи Аля Пачино, окончательно застрявшего в амплуа престарелого человека в кризисе с бурным прошлым (см. "Фил Спектор", "Унижение", "Второй шанс") — то есть более или менее самого себя. Но если раньше Грина интересовали проникновенные съемки натуры, то теперь вместо американской природы он вглядывается в собственного героя — метафорическая история героя-специалиста по замкам, который никак не может найти ключ от собственного разбитого сердца, идеально укладывается в морщины на лице Аля Пачино. Брюзга, ворчун, ужасный человек, которому наплевать на других,— Грин иллюстрирует это проходом камеры по месту кровавой автокатастрофы с участием грузовика с арбузами (похожую сцену использовал для достижения прямо противоположного эффекта Годар в "Уикенде"). Окружающие тем не менее совершенно другого мнения о Манглхорне — то и дело каждый из героев, так или иначе участвующих в его жизни, начинает произносить монолог о том, каким на самом деле волшебным и необычным человеком он был. Даже сын от нелюбимой жены, с которым они больше почти не разговаривают, находит в нем что-то хорошее. Манглхорн не верит.
Фильм кажется тихой и непритязательной историей о тихом и непритязательном человеке, вряд ли претендующей на что-то большее. Это все еще проба пера, зарисовка на тему экзистенциальной бездны и душевного кризиса пожилого человека. Нельзя сказать, что у Грина не получилось. Но чем дальше он отстраняется от своего героя, старающегося отстраниться от окружающего мира, тем очевиднее становится, насколько Пачино больше своего Манглхорна. Он отчаянно иронизирует над самим собой, и как только над фильмом начинают сгущаться совсем уж черные тучи, сразу появляется небольшая комическая развязка в лице Хармони Корина, или умилительной сценки с внучкой, или эпизода с котиком. (Что касается котика, самая драматичная сцена фильма посвящена именно ему.) Так или иначе Грин дает своему герою надежду и шанс на искупление, утверждая, что после мрака всегда будет свет,— и увидеть это уже многого стоит.
В прокате с 11 июня