Астраханское строительство упало и сжалось
Минстрой региона сообщил депутатам пессимистичные цифры
Министерство строительства Астраханской области обнародовало отчет за первый квартал текущего года об итогах работы по повышению собираемости налогов в курируемой отрасли. По данным ведомства, по сравнению с первоначальным прогнозом недосбор отчислений по НДФЛ и налогу на прибыль составил 14 %. При этом в числе главных причин падения министерство называет почти двукратное снижение активности строительных предприятий и сокращение на 15 % штата сотрудников предприятий и снижение зарплат в среднем на 4 %.
Доклад министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области был озвучен на заседании регионального кабмина в конце минувшей недели. Ведомство отчиталось о работе по мобилизации налоговых отчислений среди 276 крупнейших представителей строительной отрасли, входящих в мониторинг. По данным отчета, в первом квартале недосбор по НДФЛ составил 13,1 % относительно первоначальных прогнозов, сформированных на основании данных 2014 года: в бюджет поступило 71,3 млн рублей вместо запланированных 82,6 млн. Сборы налога на прибыль просели еще больше — на 30,8 %: предприятия перечислили 64,8 млн вместо ожидаемых 75,5 млн.
Ряд предприятий вовсе уклонились от уплаты налогов: 24 организации — по НДФЛ, 14 — по налогу на прибыль. Шесть организаций находятся в различных стадиях процедуры банкротства, четыре — снялись с налогового учета после окончания работ, три — сдают «нулевые балансы».
Докладчик, министр строительства Астраханской области Равиль Умеров сообщил, что в числе основных причин снижения налоговых поступлений — снижение на 49,9 % объемов выполненных работ на предприятиях из-за сокращения заказов, по отношению к первому кварталу прошлого года. По данным Астраханьстата, объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в январе-марте 2015 года составил 2130,4 млн рублей, что составляет 50,1 % от уровня января-марта 2014 года (4080,3 млн рублей).
«Помимо этого растет неплатежеспособность заказчиков, себестоимость строительных работ. По совокупности данных причин в первом квартале произошло значительное сокращение численности работников строительной отрасли по отношению к периоду прошлого года: число сотрудников в компаниях, входящих в мониторинг, уменьшилось на 2046 человек, или на 15,3 %», — заявил господин Умеров.
Также, по словам министра, в отрасли наблюдается падение величины средней заработной платы: по сравнению с первым кварталом 2014 года зарплаты строителей упали на 4 % (в начале 2014 года средний астраханский строитель зарабатывал 19107 рублей в месяц, теперь — 18515 рублей).
Предкризисная ситуация в строительном секторе уже сказалась на реализации стратегически важного для областного центра проекта — ремонта Кирикилинского моста через р. Кривая Болда. Мост соединяет с центром города один из густонаселенных микрорайонов с населением около 80 тыс. человек. Объект был закрыт в марте 2013 года по решению регионального управления ГИБДД и чрезвычайной комиссии — в связи с аварийным состоянием и угрозой обрушения. Однако организовать его скорую реконструкцию не удалось: предварительная смета на 450 млн рублей, составленная экспертами Санкт-Петербургского института «Гипростроймост», превысила возможности городского бюджета. Несмотря на неоднократные требования региональных властей ускорить ремонтные работы и восстановить движение по мосту в кратчайшие сроки (губернатор Александр Жилкин требовал сделать это до конца 2013 года в ультимативной форме), мост так и не был открыт. К настоящему времени рабочие лишь провели демонтаж центральной части конструкции, однако к монтажу нового пролета не приступали.
Более того, на минувшей неделе подрядчик — ООО «Нижняя Волга Электромонтаж» — вывел с объекта технику. Источник, знакомый с ходом реализации проекта, пояснил, что причиной длительной задержки стали разногласия с заказчиком — городским управлением капитального строительства — по вопросу выбора подъемного механизма: «Первоначально Гипростроймост предложил воспользоваться более дорогим гидравлическим механизмом, однако с вступлением в силу западных санкций и связанным с этим удорожанием проекта появилась идея использовать элетромеханику. Гидравлику надо заказывать в Европе, механика может быть произведена в России. Тем не менее руководство заказчика эту идею отвергло, при этом не предложив компенсационных механизмов в части увеличения сметы. В связи с этим подрядчик принял решение отказаться от дальнейшего участия в проекте».
Глава администрации Астрахани Олег Полумордвинов подтвердил „Ъ“, что контракт с ООО «Нижняя Волга Электромонтаж» расторгнут, однако назвал в числе причин также еще одну проблему: обнаружение в основании моста еще одной крупной трещины.
«Действительно, руководство подрядчика предложило прекратить свое участие в проекте. Думаю, в понедельник мы объявим новый конкурс на участие в реконструкции Кирикилинского моста».